IC3PEAK: «Умираю в России»

Не успела забыться скандальная новость со срывом концерта, арестом и последующим освобождением рэпера Хаски, как о срывах выступлений в российских городах заявила музыкальная группа IC3PEAK. Они, к сожалению, не единственные, кого власти пытаются таким образом прижучить — похоже, мы имеем дело с целенаправленной кампанией. Однако так получилось, что именно IC3PEAK столкнулись, пожалуй, с наиболее вопиющим давлением и запретом, срывом под разными предлогами своих выступлений в регионах. И вот совсем недавно стало известно, что запрещён очередной концерт, на этот раз в Новосибирске.

Что до нас, автор не является записным поклонником русского рэпа, да и про московский дуэт IC3PEAK узнал, фактически, в связи с этой громкой кампанией по срыву концертов. Однако глупо отрицать, что в наших социально-политических реалиях русский рэп как культурно-музыкальный феномен оказался вполне успешен и, в общем, небезынтересен, как это принято говорить, самому широкому кругу слушателей (да и рэп-исполнители этой новой волны по-своему талантливы).

А что до IC3PEAK, в какой-то степени их также можно отнести к русскому рэпу. Музыку этого относительно молодого московского дуэта (образовались в 2013 г.) Вики описывает так:

Играют IC3PEAK перегруженный по всем частотам цифровой индустриальный поп, в котором звуковой терроризм сочетается с мелодической внятностью и возможностями для танцев <...>

Звучит интригующе. Сами же себя они аттестуют как horror hip-hop — т.е. идейно относят себя к этакому «хоррор»-крылу русского рэпа. Собственно, русский рэп не был бы русским рэпом, если бы в саунде не было своей изюминки. И не только в саунде. Такое впечатление, что рэп сейчас оказался одним наиболее востребованных и при этом одним из немногих свободных жанров музыки (да и творчества вообще — ведь есть ещё и сопутствующие клипы, арт, граффити, одежда и т.п. — короче, субкультура), безусловно понятных молодому поколению в РФ, о чём свидетельствует хотя бы количество поклонников, растущее в геометрической прогрессии.

Короче говоря, раз уж наши дорогие власти воленс-ноленс сделали коллективу своеобразную рекламу, решивши не прослыть ретроградом и не отставать от прогресса, прямо сейчас автор сих строк слушает треки из их нового альбома Сказка, размещённые на официальной страничке команды во ВК. 😺 Имея за плечами «готический» бэкграунд, попробуем забавы ради немного посмотреть на это творчество в привычном для нас ключе традиционных стилей постиндустриальной электроники и шварце- (и околошварце-)сцены. Тем более, выбранная коллективом приставочка «хоррор-» как бы намекает, да и популярная нынче среди молодёжи witch house-эстетика достаточно близка к готической . А после — попробуем рассмотреть его в социальном и политическом контексте.

* * *

Так вот, стилистически это в меру лёгкая (впрочем, иногда там возникает динамичный дабстеп) разноплановая электроника, в принципе, балансирующая на грани «попа». Особой глубины там нет, но есть умеренная экспериментальность, в целом смотрящиеся органично; местами звучит довольно приятно. Первое, что обнаруживается (во всяком случае, к чему отсылает цепочка ассоциаций), это, пожалуй, dreampop, только без гитарный риффов, притом с отрешённой, холодной атмосферой. Не в малой степени атмосферность тут создаёт своеобразный женский вокал, сам по себе достаточно мелодичный. Стилизован он под детско-подростковый, иногда под откровенно ребяческий, как будто поёт злая кукла (или будто девочка ведёт садистский диалог с куклой). Впрочем, девочка иногда превращается в депрессивного рефлексирующего подростка, тусующегося на вечеринках. И подростка этого, похоже, иногда посещают суицидальные идеации. Иногда тексты начитываются в характерной hip-hop-стилистике (или склоняются к тому). Появись такое в 90-е, полагаю, есть шанс, что подобное творчество нарекли бы русским darkwave‘ом.

Особенную роль здесь играет лирика, несколько загадочная, действительно с хоррор-душком. Короче говоря, этакая «готика для подростков». Действительно, не оставляет никаких сомнений, эта музыка пишется для подростков. Да и собственно, львиная доля поклонников у IC3PEAK, кажется, как раз школьники и студенты.

Если продолжать про вот эту вот сюжетную линию подростка, это, скорее, нарратив страдающего депрессией интернет-аутиста, изредко посещающего рейв-тусовки, который периодически выходит из своего мира и видит вокруг себя… ничего, пустыню, полную безнадёгу, и в конечном итоге предпочитающего свой уютный эйфорийный «манямирок». Просто потому, что «снаружи» нечего хорошего и хоть сколь-нибудь притягательного нет; там боль, там странные злые люди, там «тачка мента переезжает кота», и единственная открывающаяся альтернатива — «умирать в России».

Но с другой стороны, перед нами прекрасный (в эстетическом смысле притягательный) и едкий символизм, преломление текущей социальной реальности (каковой её видят подростки, или, во всяком случае, какая-то их часть) сквозь творчество, честное и беспощадное, в ярких (с поправкой на «неяркую» стилистику) красках обрисовывающее перспективы, открывающихся молодому поколению.

Впрочем, герой вроде и пытается бороться («…я всегда бью в ответ, мои шрамы — амулет«), однако результат борьбы, увы, не обнадёживает: «вместе с другими тебя скрутят на площади». В общем, безысходненько.

* * *

Но даже такой лёгкий, фрондёрского свойства политический подтекст (который в творчестве IC3PEAK хотя и присутствует, но, думается, не является магистральным; главное-то здесь, помимо, разумеется, собственно музыки и эстетики, — явными или неявным образом рисуемая тотальная безысходность, отсутствие перспектив), как видим, приводит наши дорогие власти в самое настоящее бешенство, выливающееся в машинальных запретах под любыми предлогами, где бы группа ни появилась, невзирая на желание поклонников и на закон. Obiter dictum, этот казус, на наш взгляд, лишний раз показывает, что на деле РФ:

 1) никакая не федерация в подлинном смысле слова (где власти на местах самостоятельно принимают решения, оглядываясь не на окрики из федерального центра, а на людей и их волеизъявление), а жёстко-централизованное государство (за вычетом кавказских нацреспублик) с силовым аппаратом, обладающим беспрецедентными полномочиями, где ответственный чиновник или силовик может буквально по звонку впрямую осуществлять диктат на всей территории, что и где показывать, кому разрешать выступать, а кому нет;

 2) вряд ли в полной степени правовое государство а то мы не знали с приматом Rule of law;

 3) государство, занимающееся делами недостойными, охотой на всяких рэперов (на блогеров, на журналистов, на пользователей социальной сети «ВКонтакте», репостящих «экстремизьм» в пикчах и мемах, — на обычных граждан, на нас с вами). Т.е. на самом деле серьёзно занимается, растрачивая немалые ресурсы и обрушивая мощь силового аппарата, делами СМЕШНЫМИ (с той поправкой, что непосредственно попавшим под карающую длань особо не до смеха). Как писал один древнеримский политик, «кто серьезен в смешных делах, тот смешон в серьёзных». В этой связи совершенно не понятно, каким образом эта разросшаяся «полиция нравов» способна справляться с действительными угрозами и актуальными вызовами, стоящими перед обществом, как это государство всерьёз способно обеспечивать безопасность и экономическое процветание своему народу, отвлекаясь на какие-то мелочи, притом делая это в хамском стиле.

Кстати, господам срывателям концертов было бы нелишним напомнить про такую смешную книжицу, как Конституция РФ, которая всё ещё является «основным законом страны». При всех её недостатках кое-какие права и свободы русским людям она всё же гарантирует. Например, свободу творчества и запрет цензуры:

Ст. 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Ст. 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
<...>
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
<...>
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Принципы Ст. 29 распространяются и на художественное творчество, на художественные произведения, и, в частности, на музыку. Творчество в данном случае, надо думать, распространялось законным способом: путём заключения договора между концертной площадкой и музыкальным артистом. А чиновники и силовики из числа запрещалкиных грубо нарушают это право, притом без каких-либо законных санкций.

Более того. У нас, в «правовом государстве РФ», действуют принципы гражданского законодательства, коими охраняются законные права и интересы как организаторов концертов, так и выступающих групп, которые, между прочим, из-за незаконных действий властей терпят прямые экономические убытки!

Ст. 1 ГК РФ

1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Чувствуете? Никто не имеет права по щелчку пальцев чиновников или силовиков из Москвы или откуда-либо ещё навязывать участникам гражданских правоотношений свою волю. Иначе это не правовое, а — извините — натурально гопническое государство, прикрывающееся легальными политическими и правовыми институтами, «как фиговым листком» (Ленин).

А может, кого-то из числа запрещалкиных сильно беспокоит нравственное состояние молодёжи, на которое якобы покушается группа IC3PEAK? И кто же это будет русским, еле сводящим концы с концами, рассказывать о морали, ну-ка? Чиновники, получающие нажитые честным и непосильным трудом многомиллионные (а то и милиардные) доходы и периодически заявляющие, что «государство никому ничего не должно», в т.ч. и пенсии? Или, быть может, депутаты с холёными лицами, под прикрытием Росгвардии избивающие вышедших протестовать против вопиющей социальной несправедливости людей на площадях? Или, быть может, британские подданные, вещающие нам с голубых экранов? Или лицемерные телепропагандисты с виллами во франциях да италиях? Вопрос, как говорится, риторический.

И ещё важный вывод. При всём социальном неравенстве, экономическом неравенстве между регионами на территории РФ всё же существует более-менее единое культурное пространство, сшиваемое русским рэпом: как видим, подростки из Москвы прекрасно понимают подростков из Перми, Нижнего Новгорода или Новосибирска, они готовы часами стаять на морозе, чтобы услышать и поддержать своих артистов. Ценности этого поколения, по сути, одни и те же, а рэп-исполнителям удаётся артикулировать их лучше всех, лучше некогда безальтернативных русских рокеров.

Жаль только, что во многом они упадочны и трагичны. Это ценности отверженных, непонятых, обворованных, людей, у которых украли будущее и перспективы, подсунув фейки; ценности социального дна, которое всё ширится и ширится при мудром руководстве партии и правительства. Ведь что такое русский рэп — это эстетика социального умирания; пускай кривое и не всегда приятное, но зато правдивое эстетическое зеркало путинского режима, ведущего РФ прямиком в болото и не оставляя молодому поколению никаких перспектив.


Запись опубликована в рубрике essai, Культура, политика с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.