Концерт And One в Москве, 08.09.2018

Вчера, 8 сентября, в клубе «Театр», с год назад переехавшем практически из центра на окраину Москвы, прошло выступление известной немецкой синтипоп-команды And One.

And One далеко не новички на шварце-сцене, и почти за 30 лет своего существования обросли буквально толпами ценителей своего творчества по всему миру. И весьма по праву: благодаря своему профессионализму, исключительной танцевальности композиций, сочетающейся с весьма неглупым саундом, имеющим свою изюминку, красивым баритоновым вокалом и харизмой фронтмена.

Отцы-основатели группы, резидент Берлина Стив Нагави (Steve Naghavi), которому, кстати, в возрасте 10 лет пришлось бежать от теократического режима Хомейни в Германию, и Крис Руис (Chris Ruiz), впоследствии покинувший And One, познакомились на волне увлечений электронной музыкой в далёком 1989 г. берлинском клубе. Обоим импонировало творчество мегапопулярных тогда (да и сейчас, в общем-то) Depeche Mode и зародившееся как раз в клубах Германии и Бельгии явление, которое повсеместно именуется EBM. Оба музыканта, кстати, тогда находились под сильным влиянием маститых бельгийцев Front 242.

Сейчас в копилке команды немало полноформатных релизов, не говоря уже об EP, и вот как раз на этот, если не ошибаюсь, год, запланирован широкомасштабный релиз, приуроченный как раз к теперешним мировым гастролям. И российское турне, в рамках которого и состоялось вчерашнее московское выступление и которое затронуло ещё и Екатеринбург и (сегодня) Питер, проходит в рамках того самого World Vibration Tour 2018/2019, начавшийся со стран Латинской Америки и который должен охватить, как анонсируется, около 30 стран стран и закончиться в конце концов выпуском нового мега-релиза — согласитесь, действительно масштабное мероприятие.

А что до меня, с творчеством And One я, разумеется, на каком-то уровне знаком, хотя и давно за ним уже не слежу. Мне больше импонируют их работы начала 90-х (Anguish, Flop!, Spot), где звучание довольно жёсткое и весьма своеобычное. Тогда они, если не ошибаюсь, находились под влиянием, упоминавшихся Front 242, но пытались создать что-то своё, уникальное — и на мой взгляд, у них это получилось. Однако после звучание претерпевало заметные изменения; жёсткие и провокационные композиции (ну, на ранних работах можно было найти, например, сэмплы с пением муэдзина на фоне синтов) уступали место более спокойным «романтичным» вещам, тоже, впрочем, по-своему неплохим.

* * *

Старт мероприятия был намечен на 7 вечера, даром что выступление хэдлайнеров ожидалось где-то в районе 8:30, как мне сказали на входе. Подойдя чуть попозже, я застал And One на сцене уже начавшими.

В этот вечер народу, паче чаяния (накануне мероприятие заметно рекламировалось в интернете), в клубе (а точнее, концертной площадке) набралось не сказать чтоб особенно плотно. Т.е. людей, в целом, пришло немало (включая и в VIP-секцию на 2 этаже), но такое впечатление, что — с поправкой на размер клуба — могло быть и больше. Но тем лучше — было довольно комфортно; не всегда приятно, когда народу набивается, как сельди в бочке, без особых перспектив свободно подвигать чреслами. 😺 Как я мог заметить, присутствовали поклонники синти-попа, постиндустриальной электроники и персонально And One (судя по тому, как активно встречали команду и подпевали) — людей случайных, такое впечатление, что и не было.

Что меня несколько удивило — организаторы не поставили «разогревной» команды. Ну, с другой стороны, And One — всё же профессионалы, их энергетики, как показала практика, с лихвой хватило и на «разогрев»: буквально с первых аккордов они показали хорошую танцевальную динамику, погрузив публику в восторженные чувства.

Так вот, а на сцену вышли And One в составе трио: клавишник; ударник Joke Jay (который периодически примерял на себя и роль бэк-вокалиста, а иногда Стив уступал ему и лидирующую партию) за живой установкой, и сам подтянутый и весьма подвижный Стив, светящийся харизмой.

Начали концерт почему-то с каверов. Первым прозвучал весьма популярный, любимый многими хит начала 80-х Sweet Dreams (Are Made of This) от британских синтипоперов Eurythmics — в бойкой динамике, с тяжеловатыми размеренными синтами. Живая перкуссия, конечно, добавляла драйва.

Также сыграли кавер на старую композицию Timekiller не менее именитых (ну, для поклонников шварцесценовской электроники) гамбурцев Project Pitchfork — получилось тоже в своеобразной манере, несколько тяжеловато, на зато ритмично и танцевально — оригинал для танцпола всё же не так адаптирован. 😺 Мне показалось, услышанное стилистически можно отнести и к futurepop’у.

Следующая — среднетемповая, тут слышно больше характерных упругих электронных сэмплов в остинато; можно даже сказать, что композиция отчасти тяготеет к ибиэм-стилистике. Это лиричного характера I Love You to the End со знакового альбома Bodypop (2006).

Надо, кстати, отметить вокал Стива — баритон с бархатными обертонами, хорошо подходящий под фьючерпоп-меланхолию. В целом — ну правда, судя по минорной мелодике, общей «лиричной» атмосфере, дополняющейся этим вокалом, — вполне себе фьючерпоп, только «с технологиями» в саунде.

Дальше зазвучало что-то более подвижное и динамичное — но всё равно, как мне показалось, с уклоном в «поп», несмотря на местами выделяющийся самостоятельными синтами саунд.

Переключились на композицию с немецкоязычной лирикой; саунд становится ощутимо жёсче, с ибиэмовскоми ритмичными битами, — отчасти даже торжественная по характеру получилась. Прозвучала композиция, которой открывается альбом 9.9.99 9 Uhr (1998), — Get You Closer; по характеру получился этакий «диско-EBM»: вроде чёткие ибиэмовские биты и упругие сэмплы, но припев отдаёт «попом».

Далее произошла рокировка: Стив и Джоук внезапно поменялись местами: в качестве лид-вокалиста выступил Джоук, тогда как Стив занял место за ударной утсановкой и подпевал. Темп относительно медленный, вдумчивый — распевная лиричная вещь, под которую требовалось раскачиваться, поднимая палец вверх 😺; барабаны звучали, как гулкие литавры. Кстати, Джоук также отнюдь не стоял на месте, а постоянно перемещался по сцене и приветствовал собравшихся.

Хорошо «зашли» более ибиэмные, динамичные вещи на немецком типа начавшейся с тревожных сэмплов с пением муэдзина Metalhammer с дебютного полноформатника и Deutschmaschine с альбома I.S.T. (1994) — так, что ноги сами собой пускались в пляс. 😺

(Вообще, сложилось впечатление, что более лиричные композиции шли с англоязычной лирикой, тогда как жёсткие и ибиэмные — больше на немецком. Волей-неволей подчёркивалась, скажем так, эстетическая специфика немецкого языка.)

Кстати, остальная публика тоже была не прочь «поотрываться»; кто-то даже упорно пытался лезть на сцену и отнимать микрофон у Стива. И ведь удалось: охрана, что называется, «прощёлкала клювом». 😺 Следуя примеру отчаянного парня, на сцену и после пытались проникнуть, ещё один разгорячённый товарищ — но уже менее удачно. И под конец была ещё одна попытка — кажется, со стороны первого взобравшегося, — и тут ему улыбнулась удача! А Стив — надо отдать должное — во всех этих случаях нимало не смутился, отнесясь к хулигану максимально доброжелательно.

Далее, под аплодисменты, со сцены было объявлено, что будет сыграна очень старая композиция, a song from 1991, — это Second Voice с дебютного полноформатника Anguish. Вещь действительно интересная, хотя и не топовая на этой работе, как по мне. Зазвучала среднетемповыми тревожными пульсирующими электронными паттернами, аккомпанирующими низкому мелодичному вокалу Стива (кстати, на студийной версии, кажется, вокал ощутимо пожёсче).

Бис

Ну а далее Стив объявил, что сейчас будет последняя песня. Но раз подарили букет цветов — сыграем ещё одну. О, ещё и розу — значит, ещё одну. 😺 Но на самом деле, такое впечатление, что всё ещё только начинается.

Начали (точнее, продолжили) с композиции Sometimes с альбома Nordhausen (1997). По-моему, прозвучало обычным фьючером (или «лиричным синти-попом») без особых изысков в саунде.

Однако потом косяком шли упругие EBM’ные паттерны, и было, в общем, сложно просто стоять на месте — так что дальше я полностью расфокусировал внимание, вспоминая, что́ есть собственно Electronic Body Music и зачем оно вообще изначально появилось в 80-х в клубах Германии и Бельгии: ведь не столько для «послушать», сколько для мрачной танцевальной движухи в клубах. 😺 Насколько я могу судить, остальным сет тоже весьма понравился, многие пытались танцевать, хотя и не все.

Резюме

Похоже, And One и их харизматичному лидеру вполне удалось растормошить московскую публику и оставить её в этот субботний вечер в праздничном в приподнятом настроении.

С моей т.зр., в сет-листе соблюдался баланс, с одной стороны, жестковатых «ибиэмообразных» и, с другой, условно более мягких, лиричных (на что ещё играл вокал Стива) «синти/фьючерпоповых» композиций.

И хотя студийное звучание у And One всегда со своей изюминкой, в выступлении, как мне показалось, было решено остановиться на выборе более «танцпольного», более «подвижного» формата, с упором на чёткий размеренный ритм, отодвигая «технологичность» саунда на второй план. Если, например, сравнивать с апрельским концертом их земляков и коллег De/Vision, последние, наверное, выглядели несколько более «лиричными» и менее танцевальными (Штеффен Кет тоже хороший вокалист, на что и упиралось) — а здесь в довершение к музыке можно было вдоволь «поугорать» на танцполе, если было на то желание.

Было видно, что Стиву искренне нравилась московская публика, он и его коллеги охотно общались с публикой, и выступление прошло исключительно, как говорится, «на позитиве». Что ж, будем надеяться, это далеко не последнее выступление в наших краях, и пожелаем And One удачного завершения этого мирового турне и успешного выхода нового релиза!


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Концерт And One в Москве, 08.09.2018»

  1. Женя Фронт говорит:

    Мужчина, вам в туалете орать — «Занято» а не писать рецензии на великие группы…

    Женя Фронт. Сталинград.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.