Концерт Aurelio Voltaire, Москва, 10.03.18

Вчера, 10 марта, на уже знакомой концертной площадке ZIL Арена перед москвичами выступил американский певец и музыкант Aurelio Voltaire. Помогала ему московская группа ElisaBat Muse, также порадовавшая своим выступлением. Это уже четвёртый по счёту приезд Voltaire в Россию с концертной программой, однако лично я смотрел его выступление впервые.

Аурелио Вольтер Эрнандез (Aurelio Voltaire Hernández) — личность примечательная и не обделённая разносторонними талантами. Помимо музыки, которой он в настоящее время посвящает много времени и которая давно уже вышла за рамки «просто хобби», он преподаёт, пишет книги, рисует комиксы и занимается анимацией.

Музыкальное творчество этого экстравагантного мужчины знакомо мне достаточно давно и, в общем, успело полюбиться. Но воспринимал я его всегда, скорее, как не вполне серьёзное, ироничное такое «изи-листенинг»-кабаре (или даже пародию на кабаре) в отчётливых готических тонах. Но так или иначе, оно «цепляет»: приятный чувствительный вокал, хоть и относительно простенькие, но качёвые мелодии с зажигательным «кубинским» (точнее, наверное, «джипси»-) карнавализмом.

На «тёмной сцене» Вольтер отнюдь не новичок: первый альбом за подписью проекта вышел на известном (и вполне себе культовом в готической среде) лейбле Project Records в далёком 1998 году — The Devil’s Bris, который как раз и обозначил стилистику «мульти-культи»-кабаре в «готической» обёртке и с сильным лиричным вокалом. К слову, сотрудничество с этим лейблом по прошествии многих лет возобновлено: новый альбом Heart-Shaped Wound (2017) выпустил именно Projekt. И неспроста: например, на композициях Human Nature или The Necropolis of Former Lovers можно услышать воздушный, дрим-поповый уклон в саунде.

В принципе, в имидже и музыке Aurelio Voltaire можно найти кое-что и от стимпанка, поэтому неудивительно, что некоторые (впрочем не сказать, чтоб таких было много) из числа публики были в соответствующих «состаренных» костюмах, с характерными субкультурными атрибутами типа очков авиатора. Кстати, по мне, так на новом альбоме действительно можно местами услышать стимпанк — только смотря что под ним понимать, конечно. Если немного «припылённую», задумчиво разливающуюся среднетемповую рок-музыку с мягкими, но напористыми риффами и партией струнных, сопровождающую лиричный, с едва уловимой хрипотцой, вокал (как, например, на треке The Projectionist) — то это оно самое.

А вот готов на концерте было, судя по всему, не очень много: когда Вольтер попросил поднять руки, кто тут гот, леса рук, мягко говоря не обнаружилось. Во всяком случае, в моей окрестности — пару человек от силы, включая меня самого. 😺 И это притом, что Voltaire считается именно что «готическим» музыкантом, а пару лет назад он выступал на лейпцигском WGT — главном готическом фесте.

Кстати, на предпоследней работе, Raised by Bats (2014), иногда можно услышать и полновесный готик-роковый саунд… Короче говоря, стиль, в котором трудится Voltaire, вряд ли можно описать описать одним ёмким словом: видно, что мужчина постоянно экспериментирует в достаточно широких рамках, иногда не чураясь и «коммерческого» саунда (впрочем, тут «фор хум хау»). Кстати, если продолжить разговор о последнем альбоме, то там заметно влияние Леонарда Коэна (к тому же, со сцены Вольтер открыто симпатизировал его творчеству) — и дело не только в прозвучавшем кавере Hallelujah, но и, например, студийном звучании композиции The Folly of Love (даром что вживую она звучала по-иному, с драматизмом в вокале).

* * *

ElisaBat Muse

Когда я подошёл, на сцене, в качестве приглашённой «разогревной» команды, выступали доселе мне не известные москвичи ElisaBat Muse, в составе трио. На каждом из участников были аккуратные нарядные костюмы, подчёркивающие, видимо, готическо-стимпанковый имидж команды и антураж.

В целом, выступление мне понравилось. Я услышал что-то наподобие приятного среднетемпового «дарк-рока», местами сопровождаемого «поддерживающей» электроникой. Все композиции были мелодичны и приятно-минорны. Саунд я не назвал бы лёгким — но это, с другой стороны, и не грубый шаблонный метал. Особенно обращал на себя внимание поставленный вокал солистки; и даже не сказать, чтоб это смотрелось как-то неуместно или пафосно: напротив, как раз в рамках общей сценической концепции.

Под конец выступления, на фоне самих музыкантов, внезапно появившаяся на сцене пара танцевала какой-то классический танец, и делала это, по-моему, достаточно профессионально. Короче говоря, ребята произвели приятное впечатление; для уровня разогревной команды, по-моему, вполне неплохо.

Aurelio Voltaire

Дон Эрнандез не заставил себя долго ждать, под бурные аплодисменты появившись на сцене в экстравагантном чёрном костюме, в сопровождении чёрной же гитары и бутылки кубинского рома, который на протяжении выступления периодически потягивал, превращая процесс в часть шоу (в принципе, удачно). Почтеннейшей публике сообщил ненароком, что кубинский ром всё ещё имеет нелегальный статус в США — а здесь им можно свободно наслаждаться. 😺 Наверное, особенная любовь к этому напитку объясняется кубинским происхождением артиста.

На протяжении всего выступления Вольтер, помимо собственно пения и игры на гитаре, активно контактировал с публикой: опускал шутки, всячески балагурил и травил байки. И, надо сказать, в его исполнении это выглядело вполне органично и уместно. А под занавес вообще пригласил зрителей на сцену спеть с ним вместе известный хит When You’re Evil с дебютного альбома. По сути, получился не столько музыкальный концерт, столько живое театрализированное шоу.

Так, публике было поведано, что музыкант в своё время являлся жертвой буллинга за свои предпочтения и вкусы, казавшиеся сверстникам странными, чем и объяснил рождение композиции Born Bad, которую следом и исполнил. Правда, в студийной версии слышна виолончель, которая добавляет композиции лиризма, — здесь пришлось выкручиваться минимальными выразительными средствами.

Забавна рассказанная история (правда, не ручаюсь, что уловил в деталях) с «Тиндером» (это который приложение для знакомств), как он списался там с девушкой накануне своего санкт-петербургского концерта, пригласил её туда, включив в список гостей, в надежде на то, что девушка очаруется — но та идти оказалась, предпочтя провести время одной. Видимо, немузыкальная девушка попалась. 😺 Также интересно, что, судя по его заявлению, в России, когда Вольтер сюда приезжает, у него в «Тиндере» случается гораздо больше «матчей», чем в США — видимо, подобного типа внешность (ну, борода и усы, и вообще, гм, «метросексуальность») здешним девушкам нравится больше. Мне же показалось странным, что талантливый и востребованный артист вообще пользуется такой штукой, как «Тиндер», а не знакомится прямо на концерте, скажем, во время какой-нить автограф-сессии. Но наверное, будучи уже несколько лет разведённым, он использует все способы коммуникации. 😺

Как я и рассчитывал (а заранее с этой работой я так и не потрудился ознакомиться), с нового альбома были сыграны несколько композиций, о чём Вольтером и было объявлено («…а сейчас прозвучат песни с альбома с несколько дурацким названием Heart-Shaped Wound»). Тронула песня, посвящённая Юрию Гагарину, исполненная мило и лирично; правда, я не запомнил названия, равно как и не уверен, что она вообще вошла в альбом. Кстати, касательно включения в концертный сет-лист новых вещей он снова рассказал байку, как когда-то давно довелось ему присутствовать на концерте Iron Maiden (или другой группы), где его сильно удивило, отчего они, вместо старых хитов, играют много новых композиций, а публика их не узнаёт и фрустрирует. Тогда ещё юный Вольтер, значит, намотал на ус и много новых вещей на концертах играть избегает. 😺

Сложно сказать, попала ли в точку выбранная Вольтером, скажем так, крайне минималистическая концепция выступления à la «человек с гитарой». Ведь студийные работы благодаря сессионным музыкантам звучат ярче и богаче — а так, значительный спектр в саунде просто срезается. Да, общение, например, с троими зрителями, которые в день концерта праздновали свой день рождения, было хорошим ходом, публика за происходящим наблюдала с интересом, — но версия посвящённой им зажигательной Happy Birthday My Olde Friend контрастировала со студийной, которая выглядела, признаемся, блёклой копией. Я здесь не говорю о минимализме в том плане, что на многих песнях Вольтера используется не более трёх (правда, не «блатных» 😺) аккордов — сам Вольтер обращал внимание на композиционную простоту своих песен. Дело в ритме и драйве — вот как раз создаваемого музыкой драйва, как по мне, было маловато. Возможно, уже хотя бы с ударником и электрогитарой слушалось бы всё гораздо сочней и полнозвучней.

Чтобы было понятно. Вот как выглядит оригинальный клип:

Скрипка, аккордеон, виолончель — получился стильный и готичный «Гоголь Борделло». А теперь вспомните, как песня прозвучала на концертe. Минималистичная гитара хороша для какого-нибудь дарк-фолка — но это стилистика совершенно иная, а для разухабистых песен душа требует оркестра! 😺

Резюме

В целом, концертом я остался доволен, однако не могу не отметить, что львиная доля очарования у проекта Aurelio Voltaire, как по мне, содержится не где-нибудь, как-то: сценический имидж, харизма и обаяние, игра с публикой и т.п… будь то даже вокал, в конце концов, — а именно в саунде. Даже не столько в саунде, сколько в его пестроте и разнообразии, которыми дон Эрнандес щеголяет от альбома к альбому, от композиции к композиции и которые не возможно скомпенсировать или редуцировать до одинокой шестиструнной акустической гитары — совершенно! И которых, увы, вчера я не услышал.

Да, отмечу, что много известных хитов просто не прозвучало: например, не услышал я Bottom of the Sea или Oh My Goth! Из-за выбранного формата, думаю, просто не нашлось времени — хотя, в принципе, концерт мог бы длиться и подольше.


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Концерт Aurelio Voltaire, Москва, 10.03.18»

  1. Ирина говорит:

    Дико извиняюсь, но была не «The Folly of Love», а «The Ones Who’ve Hurt You», и не «Born Bad», а «Raised by Bats». А так написано замечательно, спасибо за обзор.

    • Всеволод говорит:

      Ирина,

      спасибо на добром слове! И отдельно — за уточнение. На самом деле, да, у меня такое бывает, названия песен не всегда запоминаются (особенно если перед концертом не слушаю студийные записи) — по уму, надо сверяться с сет-листом, но слава Богу, что я не музыкальный журналист и этой обязанности на меня никто не возлагал. ((-:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.