Концерт Suicide Commando и Aesthetic Perfection, Москва, 03.03.18

Вчера, 3 марта, на московской концертной площадке ЗИЛ Арена прошёл концерт одного из старейших европейских электро-индустриальных проектов Suicide Commando из Леопольдсбурга. А на «разогреве» у именитых бельгийцев выступили — тоже, впрочем, не новички на электронной «тёмной сцене» — резиденты лейбла Metropolis Records, американцы Aesthetic Perfection, судя по студийным работам, играющие довольно неплохой EBM/futurepop.

Очень жаль, но выступление американцев я полностью пропустил; подозреваю, вместе с ним упустил и немалую часть удовольствия, поскольку ex post оказалось, что «суицидники», хотя и выступили вполне себе хорошо и зажигательно, не сказать чтоб сильно пришлись мне по вкусу. А с другой стороны, чего такого особенного можно было ожидать от спецом «танцпол-ориентированного» поставщика эпатажных электронных треков. 😺

Вообще, Suicide Commando — группа по праву известная и достаточно плодотворная. Выпустили они свой первый релиз (точнее, демо-тейп на кассете) в далёком 1988 г. А последний на данный момент (и 9-й по счёту) полноформатный альбом вышел в прошлом году, Forest Of The Impaled (2017), — насколько я могу судить, полностью в фарватере концепции остальных работ, разве что подчёркивающий более рельефно её сильные и слабые стороны (где и как кто расставит акценты). Жанр, с которым обычно ассоциируют творчество проекта, это aggrotech*; я бы добавил, с местами присущими звучанию, на мой взгляд, атмосферностью и относительной «плавностью» (в частности, в ритме) — так что, можно сказать, с примесью дарк-электро. Но само собой, границы в достаточной степени условны; можно отчасти и EBM’ом назвать, учитывая танцевальность (правда, не сказать, чтоб продемонстрированный саунд в первую очередь строился на чётких упругих битах). Но как бы там ни было, предположу, любят проект не в последнюю очередь за его «злобность» и эпатажность, а не столько за музыкально-стилистические рамки.

Да, надо сказать, я не особый фанат Suicide Commando, в каждую композицию не вслушивался и названий не запоминал, а потому ограничусь впечатлениями «в общих чертах». В целом, конечно, мне было любопытно, что же продемонстрируют публике мэтры электро-индастриала.

* * *

Когда я подошёл, Aesthetic Perfection на сцене уже не было и техперсонал готовил выступление хэдлайнеров мероприятия. Публики собралось много — зал, мягко говоря, не пустел. Пауза перед выступлением Suicide Commando, как мне показалось, была достаточно долгой — в этом смысле, можно было бы поставить Aesthetic Perfection и чуть попозже (это не более, чем горькое сожаление 😺).

Наконец, окружённый одобрительным гулом толпы, на сцене показался Йохан Ван Рой в костюме с закосом то ли под «пирамидоголового», то ли члена «Ку-клукс-клана» (разве что колпак чёрного цвета). При таком маскараде фронтмен пробыл, впрочем, относительно недолго — по-моему, не более одной композиции, — в конце концов раздевшись, — да и было, в общем, жарковато. 😺

Сопровождали Ван Роя клавишник и ударник — таков был в этот раз живой состав Suicide Commando, формально являющегося one-man band’ом.

Звук, по-моему, был «средненький»: в том смысле, что недоставало сочности и «сложности», что ли (а впрочем, саунд на студийных работах можно охарактеризовать в тех же выражениях). Тем не менее, своя атмосфера определённо ощущалась, это не «каша». Композиции все по преимуществу среднетемповые; можно сказать, что и драйвовые, но в меру. Публика (во всяком случае, в заметной степени) пришла подготовленной и была знакома с творчеством команды достаточно хорошо — народ не только активно пританцовывал, но и подпевал.

Что там можно было подпевать, правда, неподготовленному человеку вряд ли можно было разобрать, поскольку вокал (как и на студийных работах) — грубо дисторшированный, да и сам жанр такой, что текстам особого внимания можно и не уделять. 😺 Тем не менее, на экране периодически художественно подсвечивался текст песен: точнее, отдельные фразы. Типа Bind, Torture, Kill из одноимённого хита, который зал активно подпевал. По большей части, исполнялись композиции на английском, некоторые — на немецком. Заканчивая с текстами: в целом, вроде достаточно примитивно, хотя может вызвать реальный шок у отечественных записных поборников нравственности с депутатскими мандатами. 😺

Видеоряд, по-моему, вполне органично встроился в атмосферу: вначале мелькали диктаторы типа Гитлера, Муссолини и Хомейни(?) — для пущего эффекта в т.ч. и все одновременно. На одном из кадров демонстрировался повешенный, на фоне которого лентой шли фотографии реальных трупов — видимо, из секционных залов моргов — в качестве визуального сопровождения жёстким трекам. И само собой, были суицидники с пистолетами и верёвочными петлями. 😺

Интересно, кстати, что была живая перкуссия (музыкант за барабанной установкой), и довольно бойкая, внёсшая ощутимый вклад в саунд и ритм — поболе, пожалуй, чем электронные ритмичные биты. На некоторых композициях неугомонный Ван Рой отрывался от микрофона, брал в руки барабанные палочки и тоже наподдавал гулкого ритма. Вообще, несмотря на годы, фронтмен держался «огурцом», вёл себя достаточно подвижно, всячески привечал публику даже дозволял особливо желающим потрогать себя за ирокез. 😺

Если сравнивать со студийными работами, в принципе, концепция саунда каких-либо отличий, по-моему, не показала (за исключением живой перкуссии): как недоставало «сочности» в электронных паттернах, так и на концерте её не было; как был дисторшированный вокал, так и на выступлении Ван Рой лирично не запел. Даже странно, что мне, тем не менее, не показалось однообразным. Хотя местами и присутствовали «технологичные» сэмплы (которые на студийных работах более заметны), но существенной роли они не играли. Иногда, на отдельных композициях, когда саунд клонился в сторону мелодизма (ну, насколько это вообще возможно в данном случае), мне казалось, что вот-вот и будет futurepop — но этому мешал тот же контрастом идущий дисторшированный вокал и резковатость в саунде. Короче говоря, концепция сознательно держалась в рамках, вплоть до «шаг влево, шаг вправо — расстрел» — хорошо это или плохо, сказать сложно. Где-то, конечно, хотелось, большей глубины и динамичности, но, судя по реакции публики, «отрывавшейся», что называется, от души, Ван Рой здесь попал в точку.

На бис группа выходила дважды. Притом одна из самых драйвовых композиций, по-моему, прозвучала, как на зло, именно на втором бисе, когда образовалась очередь в гардероб. 😺

В качестве заключения

В целом, концерт (в смысле, выступление Suicide Commando) вполне удался: команда Ван Роя выступила, максимально полно вписавшись в ожидания в соответствии со своими стилистическими и эстетическими рамками. Но в то же время, и ничего сверх этого публике, на мой взгляд, продемонстрировано не было.

Очень жаль, что не удалось застать выступление Aesthetic Perfection, но будем надеяться, что в Москве они ещё не раз выступят.

* интересно, что на отечественных тематических площадках в своё время стиль Suicide Commando описывался как «дарк-электро» — однако в англоязычных журналах и ревьюшках группу предпочитают аттестовать в качестве «электро-индустриальной» или в жанре «аггротек»


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.