Концерт Theodor Bastard в Москве, 17.12.2017

В минувшее воскресенье, 17 декабря, в московском клубе ЗИЛ Арена состоялся концерт, пожалуй, одной из лучших отечественных команд, Theodor Bastard. Более того, я не постесняюсь аттестовать их как музыкальный коллектив мирового уровня; и вообще, всем всегда его стараюсь рекомендовать (кто, конечно, ещё вдруг не знает про их творчество), а сам — по возможности не пропускать их живых выступлений. Если что и «смущает» в Theodor Bastard, так это в некотором роде грубовато-«панковое» название группы (даром что «bastard», конечно, можно перевести и как «гибрид», но коннотации в большей своей части, на мой взгляд, не отражают атмосферу творчества команды, «троллят» и несколько сбивают с толку). Известны эти питерцы не только готам и поклонникам шварце-сцены (так, например, Theodor Bastard выступали в этом году на главном готическом фестивале, Wave Gotik Treffen в Лейпциге, где, судя по отзывам, произвели самое восторженное впечатление), но и самому широкому кругу российских и европейских слушателей. Думаю, не сообщу ничего из ряда вон, отметив, что в своём творчестве Theodor Bastard, как и иные коллективы по всему миру, во многом двигаются в фарватере легендарных Dead Can Dance, открывших в своё время не то что стиль в музыке, но целую методологию духовно-музыкальной рефлексии над традициями и культурами. Но разумеется, сказанное отнюдь не умаляет самобытности и уникальности выбранного Theodor Bastard творческого пути, тем более что экспериментируют со звучанием и разными традициями (на тех же «Ветвях», например, Theodor Bastard зарядились мистическими интуициями русского севера) музыканты довольно сильно.

На концерте, среди прочего, они презентовали московской публике новый сингл Serp, а также альбом-саундтрек к игре Utopia, вышедший в этом году отдельным релизом и стоящий в какой-то степени особняком от основного творчества группы: альбом получился очень атмосферным, стелющимся мрачным тревожным эмбиентом.

* * *

Хотя начало было заявлено на 7 вечера, подойдя к зданию клуба где-то в половине 8-го, к собственно дверям сразу попасть не удалось — пришлось становиться в конец вереницы из желающих попасть внутрь. По большей части, это были молодые люди. Что ж, согреться помогало осознание того, что в нашей стране c музыкальными вкусами не всё так плохо, несмотря на инерцию «русского рока» и диктатуру телепопсы, никак не сходящей с экранов не то что годами, а целыми десятилетиями. 😺 В качестве небольшого отступления: французское телевидение (именно телевидение!) в своё время открыло широкому слушателю прекрасного исполнителя средневековой музыки Люка Арбогаста — у нас же телевидение, увы, сознательно работает, по большей части, на эстетическую «отрицательную селекцию», — за тем его, собственно, и держат. Но по счастью, молодые люди, которых я видел на концерте, прекрасно осведомлены о Theodor Bastard, многие прекрасно знали их песни, активно подпевали и пританцовывали.

А начали музыканты, кстати, только в начале 9-го вечера — проблема была в организации: слишком долго запускали в клуб всех желающих.

Наконец на сцене появилась одинокая барышня, подойдя к гуслям, — и под едва заметный электронный аккомпанемент из-под её пальцев полилась мягкая минорная мелодия. Исполняла это соло она, как мне показалось, довольно мастерски. Звучание разливалось атмосферной полифонией: параллельно основную тему сопровождало более низко звучащее остинато, — благо, струн у гуслей много. Насколько я смог заметить, эта исполнительница не только аккомпанировала в дальнейшем композициям Theodor Bastard, внося свой вклад в композицию саунда, но и танцевала на сцене.

После под аккомпанемент мягкого тревожного эмбиентного гула появились и остальные участники группы (кроме Яны Вевы). Основной ударник оказался отгорожен со стороны зала прозрачной пластиковой перегородкой, что выглядело несколько необычно. У другого перкуссиониста в руках оказался идиофон типа рейнстика с характерным «сыпучим» звучанием. Александр Старостин aka Фёдор Сволочь медленно водил чем-то наподобие смычка по струнам электрогитары под медленные, идущие с нарастающей силой перкуссионные паттерны. Короче говоря, атмосферное и многообещающее начало.

И наконец, под воодушевлённую реакцию публики, к музыкантам присоединилась Яна Вева — и зазвучал степенный, тяжеловатый, этно-импровизационного свойства, как я бы его охарактеризовал, психоделический рок с отчётливо тёмной атмосферой. Для меня, в общем, заметен этот нюанс: существенная доля гитарного саунда, которая сохранилась на многих композициях на этом выступлении. Яна здесь поёт проникновенными глоссолалиями, переходящими в английский текст, на фоне атмосферного видеоряда на заднем плане с готическими соборами; вокал её, кстати, звучит довольно низко. Это песня Darkness с характерным рефреном Hello darkness, my old friend, как раз открывающая альбом-саундтрек Utopia. Кстати, музыкант, у которого был «сыпучий» идиофон, сейчас играет на мелодической гармонике с клавишами.

Следом прозвучавшая композиция — поживей, но здесь тоже мощный (за счёт армирования саунда электрогитарой — пожалуй даже, чересчур мощный) психоделик-рок. Перкуссия дополнительно создаётся то ли африканским барабаном джембе, то ли ближневосточным дарбука (они визуально схожи, тем более, издалека 😺).

Для исполнения следующей композиции Фёдор отложил гитару и взял в руки довольно крупный цилиндрический идиофон — какая-то хитрая акустическая погремушка. Саунд здесь украшается чёткими звуками металлофона. В целом, получилась эмбиентно-психоделическая вещь.

Далее — к коллективу на сцене присоединился музыкант с лютне- или мандолиноподобным струнным инструментом, и саунд наконец-то отошёл от ро́кового; хорошо слышна этно-перкуссия. Композиция звучит на фоне эффектного, красочного лазерного шоу.

Oikoumene с любимого мною одноимённого альбома (2012), можно сказать, просто утонула в лазерном свете — в общем, полный восторг. 😺 В конце, правда, музыканты всё равно её немного утяжелили и «оброчили», однако в целом, вышло очень драйвово.

Следом сыграли Кукушку с альбома Ветви (2015). Композиция открылась медленным, атмосферным соло виолончели в этаком ориенталистическом стиле; потом под аккомпанемент варгана Яна запела знакомые слова («горюшко-горюшко сеть оставила, долюшка-долюшка — сердце севера…»). В целом, получился такой среднетемповый этно-рок — в отличие от, скорее, этно-этереальной студийной версии.

Композиция Vetvi с того же одноимённого альбома получились «этно-трип-хопом», с виолончелью и гуслями, которых не было, кажется, в студийной записи. Кстати, на мой взгляд, звучание на «Ветвях», несмотря на этно-электронику и использование всевозможных традиционных инструментов, по окрасу, пожалуй, получилось менее сочное и более «трип-хоповое», что ли, нежели на «Ойкумене». А потому в каком-то смысле нравится оно мне меньше, в отличие, наверное, от многих из числа присутствовавших, которые песни с «Ветвей» узнавали, встречали прекрасно и активно подпевали. Но тут, безусловно, каждому своё.

Перед тем как исполнить следующую композицию, Яна берёт в руки флейту, фоном звучит перкуссия на джембе (ну или дарбуке). Саунд отчасти роковый — стало понятно, что это Aion с тех же «Ветвей».

Для исполнения следующей композиции Фёдор тепло представил публике музыканта, нового участника коллектива, который играет на армянском дудуке. И зазвучало протяжное соло дудука в начале композиции — это Tapachula с Oikoumene, разворачивающаяся под аккомпанемент гулкой перкуссии. Очень рад, что её сыграли в такой аранжировке — очень приятная, медитативная и атмосферная вещь получилась в ориенталистическом ключе.

Наконец прозвучал новый сингл Serp, фоном шёл точно такой же видеоряд, что на выложенном ранее клипе, слышна виолончель. В целом, саунд, пожалуй, условно психоделик-роковый (хотя в студийной записи — синтезаторы и электроника, гитары там нет вообще), относительно медленный, меланхоличный, с элементами трип-хопа. В целом, очень достойно, но, признаться, немного не моё — будто бы нехватает каких-то более глубоких, полнозвучных мазков в саунде, что решено, видимо, отчасти выправить электрогитарой (хотя, повторюсь, в целом выглядит гармонично).

Далее зазвучал высокий пронзительный вокал в стиле (почему-то мне показалось) балканской музыки, на фоне уверенной этно-перкуссии, — драйвовая и динамичная композиция (к сожалению, не опознал), разворачивающаяся крещендо на фоне эффектного светового шоу и в конце звучавшая уже довольно сильным роком.

На следующей композиции лидирующий вокал Фёдора — «злой», «шаманистский»; на сцене также появился внушительных размеров дунчен — тибетский ритуальный музыкальный духовой инструмент в форме трубы. Технически саунд выглядит этакой «контаминацией» world music и того же психоделического рока; звучит довольно «ритуально», степенно, под синтезаторные партии. Основной вокал Фёдора (отчасти горловое пение, как мне показалось) постепенно, мягким контрапунктом, дополняется вокальной партией Яны.

Далее солирует Яна, исполняя песню на русском; партитура: виолончель, дудук, гусли (кстати, где они появляются, создаётся примечательный, понятный русскому уху «сказочный» колорит). В целом, саунд разворачивается в среднетемповый, мягкий, задумчивый «этно-рок», — сочно, ярко.

Следом — стартует медленная, «сарабандовая» партия клавишных, сопровождающая пение Яны на английском. Меланхоличный, достаточно сочный саунд, слышна скорбно-задумчивая виолончель, присоединяется вокал Фёдора. Это Love’s Secret Domain, кавер-версия на песню культовых Coil (кстати, подобный выбор много говорит о самих Theodor Bastard: о соответствующем «бэкграунде» и близости к индустриальной и готической сцене, о чём, полагаю, многие из их теперешних поклонников не догадываются).

Далее сыграли динамичную и полнозвучную Takaya Mija, сопровождаемую чётким ритмическим рисунком этноперкуссии и достаточно бойкой партией уже звучавшего лютнеобразного инструмента и под которую зал с удовольствием пританцовывал (а впрочем, двигаться тут можно и нужно буквально под каждую композицию, движениями улавливая тон и настрой вложенных в неё эмоций — а зачем ещё на концерты ходить 😺). Кстати, живое исполнение этой композиции, насколько я помню, в прошлом году сопровождал «танец живота» (и более того, это можно было бы, пожалуй, записать одной из «фичей» их живых выступлений), однако сейчас Theodor Bastard, видимо, обходятся без помощи танцевального коллектива. У Яны, кстати, снова у руках появилась флейта.

На бис сыграли среднетемповый, очень атмосферный Anubis с Oikoumene, сопровождаемый гулкой перкуссией. А завершилось выступление композицией Будем Жить с «диптиха» Белое, звучащей этаким светлым перформативом, — по-моему, ни одно (из тех, что посетил) живое выступление Theodor Bastard не обходилось без этой замечательной песни, и здесь музыканты не сделали исключения. Как обычно, исполнена она была великолепно (даром что слушать и подпевать её пришлось, увы, практически из гардероба, дабы избежать стояния в очередях), в конце мелодия минорно лилась под звуки гуслей, что мне показалось довольно интересным «нововведением». В общем, более чем достойная кода концерта.

Резюме

Я был неоднократно на концертах Theodor Bastard, и, хотя все выступления группы очень эмоциональны, могу сказать, что минувшее, пожалуй, можно аттестовать одним из самых ярких и запоминающихся. Конечно, не было «подтанцовки», сопровождающей обычно исполнение Takaya Mija (если мне память не изменяет) и привносящий этакий пикантный элемент шоу, однако визуальную составляющую компенсировало, например, лазерно-световое решение, которое было бесподобным. Также публике было продемонстрировано обилие всевозможных музыкальных инструментов (притом это далеко не все, что имеются в арсенале Theodor Bastard), благодаря чему композиции звучали в той или иной степени по-разному (если сравнивать с другими лайвами и студийными записями), в импровизационном ключе, по-живому. И да, отдельной строкой отмечу, что не на каждом выступлении Theodor Bastard столько (относительно агрессивного) электрогитарного звучания — многие, разумеется, не согласятся, но по мне, так для группы уровня Theodor Bastard оно выглядит этакой удобной «заглушкой».

Лично мне, как обычно, было весьма приятно вновь настроиться на эту волну и окунуться, например, в композиции с альбома Oikoumene, очень мне в своё время приглянувшегося и шедшего вровень (а то и, знаете ли, в каком-то смысле даже большее впечатление произведшего) с работой Dead Can Dance, выпустившими в том же 2012 году после 16 лет молчания пластинку Anastasis. Но само собой, также был рад услышать и презентацию нового материала, и песни с других альбомов, равно как и убедиться в том, что музыканты активно продолжают познание мира с помощью музыки и свои творческие эксперименты, доставляя удовольствие слушателям.

В общем, в очередной раз огромное спасибо Theodor Bastard за прекрасный вечер и чудесную музыку.


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.