Концерт Umbra Et Imago в Москве, 16.12.2017

Позавчера, 16 декабря, в московском клубе Rock House успешно состоялся концерт старейшей готической группы Umbra et Imago. На одной сцене с именитыми немецкими готик-металистами и виднейшими представителями т.н. Neuen Deutschen Härte выступали также и отечественные музыканты: старейшая московская готик-рок-команда DoppelgangeR и москвичи же, приверженцы готик-метала, Maestro Nosferatu. В Москве, кстати, Моцарт (сценический псевдоним основателя и фронтмена Мануэля Мунца, Manuel Munz) и Ко не в первый раз: как минимум, дважды им доводилось выступать в легендарном, прекрасно известном, думаю, каждому московскому готу клубе Точка где я не был никогда и произвести на московскую публику массу впечатлений. И сейчас я шёл на концерт даже не затем, чтобы послушать вживую композиции с нового альбома (всё же, творчество Umbra et Imago сдвинулось в сторону эстетизации политической и социальной проблематики), а, скорее, подталкиваемый ожиданиями того, что герр Моцарт за десятилетия своей творческой активности не порастратил былой харизмы и опыта доставлять удовольствие публике (особенно по части визуальной составляющей), которого за десятилетия существования у Umbra et Imago, полагаю, скопилось немало.

* * *

Пришёл я в клуб к выступлению, как я уже сказал, старейшей отечественной гот-рок-команды DoppelgangeR. Ввиду каких-то технических накладок расписание выступления немножко сдвинули, так что пришёл даже намного раньше запланированного начала.

DoppelgangeR

В разное время ознакомившийся со студийными записями и будучи наслышанным о группе, я очень хотел увидеть DoppelgangeR вживую (ранее как-то не доводилось); можно даже сказать, шёл я на концерт специально и на них тоже. DoppelgangeR, начавшие творческую активность ещё в середине 90-х, являются довольно плодотворной командой. А в этом году они выпустили, девятый по счёту, полноформатник Candylights, вещи с которого также и презентовали. Но вообще, такое впечатление, что больше песен играли всё же из старого материала.

Сейчас группа функционирует в составе дуэта Дм. Тишин (aka Flo) — Black Cat, который всегда являлся ядром команды. Помимо лид-вокала, Дмитрий играет на басу, а Black Cat по большей части исполняет гитарные партии. Вышли они на сцену также дуэтом. Подумалось, что у гитаристки пожалуй, слишком уж прозрачная юбка (хотя, впрочем, в сравнении с шоу хэдлайнеров это сущая ерунда). 😺

С первых аккордов я услышал среднетемповый, воздушного оттенка постпанк/ньювейв, скорее, нежели гот-рок (особенно если иметь в виду мрачноватую атмосферу, которой в песнях DoppelgangeR, кажется, не особо просматривается). Что бросилось в уши из огрехов (в смысле, мешало восприятию): басы, пожалуй, зашкаливали.

Несмотря на чёткую и прекрасно слышную перкуссию, ударника за барабанами не видать — использовалась программная драм-машина. Вокал на всех композициях — мелодичный мужской, с лёгким эффектом реверберации. Иногда, насколько я заметил, использовался эхо-эффект.

Далее сыграли песню с альбома Voyage Of The Homeless (2010), Salamander. Альбом, кстати, в своё время мне пришёлся вполне по вкусу. Песня хорошая, но, как мне показалось, риффы гитары звучали несколько нечётко и саунд вышел во многом скомканный.

Следом DoppergangeR попытались расшевелить зал композицией с более подвижными и динамичными риффами; драм-рисунок здесь простой, но очень чёткий. Кстати, саунд здесь оказался как-то более сбалансирован, и даже жаль, что песня оказалась короткой.

Далее — как объявил фронтмен, будет сыграна вещь с альбома 2006 г. (видимо, Saturnian Rings). Оказалась она менее динамичной, однако порадовал несколько экспрессивный вокал на фоне того же чёткого перкуссионного рисунка. Жаль, партии гитары здесь практически не слышно, теряется на фоне перкуссии и басов, — а тут ведь концептуально просматривается этереал/шугейз. В целом, хорошая композиция.

А вот на следующей — увы, несколько невнятный кашеобразный саунд; лирика, как и везде у DoppelgangeR, англоязычная.

Далее — ещё одна песня с нового альбома Candylights. Звучит довольно мощное остинато бас-гитары; композиция подвижная и динамичная в структуре, хоть и среднетмеповая, хочется пританцовывать (чему дополнительно способствуют чёткая перкуссия и, насколько это возможно в данном случае, зажигательный вокал). Как и везде у DoppelgangeR по преимуществу, строится композиция на мажорных аккордах под мелодичный вокал, фронтмен старается аккуратно выводить ноты (хотя вокал, как мне показалось, в целом, не такой сильный). Партия гитары звучит здесь вроде лучше и слышней, но, я бы сказал, всё же несколько плосковато и «ординарно», без особых эффектов и «орнаментики», которых почему-то тут интуитивно ждёшь.

Следом была представлена, по его собственным словам, любимая композиция Flo, Absinthe’s Victim (с альбома Whispers Behind The Heaven Trees, 2013). Он так и сказал, «жертва абсента». Уж не знаю, может, писалась «с натуры», потому так полюбилась. 😺 В любом случае, получилось довольно атмосферно: как по смыслу (припев классный: «shake, shake sugar» — процесс приготовления абсента), так и по звучанию. Относительно медленная, под слегка шершавые гот-рок-риффы.

Далее она плавно перетекла в «медляк»; потом, правда, пошло поживей. Дмитрий попросил публику двигаться поэнергичней — а то, мол, одни пенсионеры танцуют в задних рядах. 😺

Следом зазвучала новая песня — достаточно подвижная; риффы здесь тоже мажорные, светлые. Достаточно мягкие, кстати, в пандан вокалу (который тут будто бы поуверенней звучит).

Далее — динамичная штука: мощный бас, партия электрогитары заметно оттеняется на фоне остального. Как объявил фронтмен, это тоже старая песня; в конце он спел один куплет a cappella.

После ещё одна композиция с немного, как мне показалось, невнятным саундом, прозвучала ещё одна относительно старая песня DoppelgangeR, и тоже с альбома 2006 г. Что ж, достаточно динамичное начало, гитарное звучание немного с «харшинкой».

Ну и напоследок сыграли композицию подвижно-танцевального характера, остинато электрогитары довольно приятно. Ею и закончили под аплодисменты собравшихся.

Биса не было, да и публика, честно говоря, особо не просила.

Если постараться вкратце резюмировать, то не знаю, как остальные (впрочем, слышал разные мнения), но я своё любопытство полностью удовлетворил и остался, в целом, доволен выступлением команды. Впечатление от студийных работ выступление мне не смазало, а очень даже наоборот, довершило хорошее представление о группе. В конце концов, можно попенять и на «однообразность», м.б. в какой-то степени «самоклишированность» и т.п., на какие-то технические огрехи с балансом в саунде, — но чего, как мне показалось, было не так много, как хотелось бы (если мы о лайвах), так это, пожалуй, «драйва», хотя Дмитрий и старался расшевелить публику. И минорной гармонии — мне она на душу ложится как-то мягче и глубже мажора. 😺

* * *

В перерыве крутили, насколько я помню, в основном, готические «шлягеры» типа Her Liquid Arms авторства небезызвестного ВИА Diorama. 😺

Maestro Nosferatu

Эту московскую команду мне уже доводилось видеть, на «разогреве» у Diary of Dreams в феврале с.г. В принципе, впечатление от позавчерашнего выступления, в целом, примерно такое же. Т.е. группа закрепила в моих глазах реноме качественного и вполне слушабельного (и танцевабельного) «разогрева». Хотя я — не особый поклонник их творчества — отправился в бар за сидром, однако видно и слышно всё происходящее со сцены было хорошо. 😺

В начале зазвучало тревожным, свинцовым каким-то реквиемом интро, под которое музыканты вышли на сцену в составе, кажется, пяти человек и начали демонстрировать на радость публике шоу, в суть которого я особо не вникал. Фронтмен стоял в смирительной рубашке, окружённый ажно тремя гитаристами и танцующими барышнями в миниюбках. Сопровождавший саунд был по преимуществу тяжёлый, плотный, характерно метальный.

Местами казалось, что играют Maestro Nosferatu даже какой-то то ли дарквейв, то ли «синтгот» (точнее, «готический электро-рок» или как-то так), только сильно армированный этим самым тяжёлым гитарным саундом. И во многом они продемонстрировали звучание мощное, «сочное» (хотя, конечно, как часто бывает на концертах, не без «каши»). Электроника была слышна, даром что ни одного живого синтезатора на сцене замечено не было. (К слову, ударника я тоже не заметил).

Так вот, а второй трек — практически чистый (готик-)метал (иногда переходящий всё же в мощный, но рок). Следом — тоже мощный, достаточно мелодичный и полнозвучный «тяжёлый рок» с предзаписанными синтезаторными партиями. Вокал у фронтмена, к слову, хороший, достаточно глубокий, хотя и немного «рассогласовывается» здесь с гитарными партиями, как мне показалось.

Кстати, фронтмен периодически менял костюм, и где-то ближе к конце выступления появился в красном балахоне.

В целом, могу подытожить про звучание (поскольку в шоу я не особо вникал), вынося за скобки конкретизацию стилистики: может, местами и «сыровато» и «наивно» (эпитет «пошловато» избегу, дабы не ступить на зыбкую почву), но, в целом, достаточно хорошо, приятно, несмотря на откровенно тяжёлые риффы, мелодично и драйвово. Да и образ группы готичен. Зал с удовольствием пытался двигаться под их музыку, и даже я на некоторых композициях, хотя от группы ничего особенного не ждал.

Umbra et Imago

После перерыва на сцену вышли хэдлайнеры в составе квинтета, включая: самого герра Моцарта, бэк-вокалистку в белом, a la свадебное, платье (которая, кстати, переоблачалась от композиции к композиции), двух гитаристов и ударника. Кстати, забегая вперёд, довольно мощная оказалась комбинация, в таком составе отработали на отлично; тем более, что для некоторых сцен с лесбийским БДСМ(?) девушке ассистировала помощница.

Сыграв какую-то не особо мне запомнившуюся композицию в стиле готик-метал, внезапно фронтмен решил по «старой русской традиции» распить водку. Я так понял, вместе с первыми рядами. И вроде как он сообщил, что делал ровно то же самое, когда выступал у нас к клубе «Точка». Что ж, традиции так традиции. 😺

После чего сыграли композицию Demokratur с пылу с жару вышедшего альбома Die Unsterblichen — Das Zweite Buch (судя по отзывам, кстати, получившегося хуже предыдущего), сопровождаемую видеорядом с текстом песни на немецком и английском. Песня, как несложно догадаться, призвана критиковать демократию; правда, несколько под странным уклоном: например, там поётся про танец (думаю, как в прямом, так и переносном смыслах) бюргеров-конформистов под дудку демократии, — спрашивается, а что плохого в том, что бюргеры (ну или филистеры) расслабляются после работы и танцуют, пускай и под дудку капитала и демократии? Вот мы, собравшиеся, простите, что сейчас сделаем, а, герр Моцарт? 😺 Или под какую дудку надо плясать — неужели под коммунистическую? спасибо, это мы уже проходили.

Надо сказать, в оригинале композиции девушка подпевала, однако ж — какая оказия! — здесь женский вокал присутствовал, а девушка не пела. 😺 Ну а в целом, если судить по этой лайвовой версии, медленная тяжёлая хардроково-метальная вещь; саунд разбавляли «мёртвые» (живых инструментов-то на сцене не было) синтезаторные партии и, кажется, немного «поддерживающей» электроники.

Следом объявили Lieber Gott с альбома Mea Culpa (2000), являющуюся одним из известных хитов команды. В принципе, хорошо и тепло воспринялась, однако такого драйва, как, например, на этом лайве десятилетней давности, здесь, к сожалению, не было:

К тому же, там басист внезапно запел приятным глубоким баритоном, просто затмив своей мелодикой вокал Моцарта — в этом смысле по поводу вчерашнего исполнения этой композиции остаётся только вздохнуть. Кстати, Моцарт пел практически один весь концерт.

Но конечно, так неистово подпевать, как это делала немецкоязычная публика, московская просто не могла ввиду языкового барьера. И мне вспомнилось, ситуацию с этим самым «языковым барьером» прекрасно, в свойственном ему иронико-юмористическом ключе, расписал другой экстравагантный готичный мужчина, вот здесь (имел он в виду, конечно, Rammstein):

«You, you love, you love this. But you don’t even know what I’m saying…» Кстати, ко многим гастролирующим у нас не-англоязычным зарубежным командам можно применить. 😺 Хотя, на удивление, некоторые из числа публики узнавали и всё же пытались подпевать знакомые позиции «Умбры».

На протяжении всего выступления постоянно чего-то развивали, в публику запускались открытые бутылки с водой, буквально её мочив. 😺

Публика тоже развлекалась: например, в ответ на просьбу перевести на русский слово «хорошо» кто-то заорал «заебись!» — так с чьей-то лёгкой руки (или острого языка) слово это стало рефреном выступления. Моцарту, кажется, понравилось, как оно звучит. 😺

Так вот. Далее — медленная тяжёлая вещь в раммштайн-стилистике (ну или Умбра-эт-Имаго-стилистике 😺), во время исполнения которой на сцене эротично двигалась барышня в черной сетчатой ночнушке поверх чёрного же нижнего белья.

Далее продолжились контакты с публикой в форме лингвистических «экзерсисов»: Моцарт попросил перевести фразу «у меня есть собака». Как несложно догадаться (для тех, в смысле, кто хотя бы мельком послушал новый альбом), эта просьба предваряла исполнение открывающей новой альбом композиции The Animal’s Blues. Облив в очередной раз публику водой, начали. Та же барышня на подтанцовке периодически помогала бэк-вокалом; местами вокал выглядел как этакие мелодекламации на фоне достаточно подвижного рока. Кстати, вживую эта композиция, пожалуй, большее впечатление произвела, нежели в записи. Во всяком случае, вышло динамичней, хотя «блюзовых» ноток вроде и не было особо слышно.

Моцарт был весьма подвижен, контактен и жизнерадостен. Когда из-за технических неполадок потребовалось на сцене заменить микрофон звукоинженерами, никакой неловкости не возникло, Моцарт прекрасно обыграл эту ситуацию (кажется, прибауткой про «злого следователя»).

Зазвучала Machina Mundi — и снова бросились в глаза отголоски «фантомных» синтезаторных партий (при их отсутствии на сцене). Метальный саунд в основе — степенный, с характерной для метала перкуссией, аккомпанирующий отрывистому сильному вокалу фронтмена. Кстати, Моцарт снял берет, обнаружив ту же причёску, что и на лайвах десятилетней давности.

Далее, если я правильно понял, он поинтересовался у публики, что же, по её мнению, наилучшее из того, что Бог дал людям. Ну, относительно медленная минорная композиция прозвучала достаточно «литанично», девушка на сцене облачилась в костюм с крыльями. Саунд вначале достаточно тревожный, электронно-этереальный («ньювейвовый») под динамичный перкуссионный рисунок и грубый вокал Моцарта. В общем, это Viva Vulva (отвечая на вопрос Моцарта: неужели вульву? 😺), визуально сопровождаемая костром на видеоряде. Саунд в конце перешел в полнозвучный готик-метал с этереальными гитарными риффами.

Далее, после того как кто-то из зала любезно протянул фронтмену банку пива, которую тот и оприходовал, зазвучала довольно подвижная композиция в готик-рок стилистике, перемежающейся с металом.

Прежде чем исполнить следующую, Моцарт решил рассказать её предысторию. Насколько я понял, это первая песня группы вообще (написана в 1991 г.): типа, курили марихуану, денег на гитару не было, — и так как-то и родилась первая песня. Прозвучало тяжёлое медленное атмосферное интро, далее саунд, скорее, воздушно-этереального оттенка, чему во многом способствовало соло на электрогитаре в этом стиле. Сопровождал композицию мощный пронзительный вокал. Кстати, показалось, можно это дело и дарквейвом считать, и ньювейвом, и готик-роком; потом, правда, саунд заметно потяжелел до честного метала, переходя, впрочем, иногда снова в электронику. Короче говоря, довольно приятная получилась вещь с тёмной атмосферой.

Следующей сыграли Kleine Schwester, впервые появившуюся на альбоме Mystica Sexualis аж в 1996 г.. Под эту композицию на глазах у публики, застывшей со смартфонами в руках, разыграли гомоэротическое (участвовало две барышни) садо-мазо-шоу, во время которого одну из барышень оголили до грудей, зажали чем-то соски и зачем-то жгли бенгальские огни. 😺 А я, в общем, пытался пританцовывать — благо, саунд к тому располагал, оказавшись подвижным роком светлого оттенка.

А дальше — новый материал. Rubicon — вещь как раз с нового альбома — открылась мрачным интро. Не обошлось без расплескивания воды в зал. В общем, степенная вдумчив вещь с рок/метал-рифами; фоном — иногда эмбиентная электроника с отрывистым и грубоватым, в «рычащем» каком-то стиле вокалом (в припеве он оказался более мелодичен). Достаточно длинно, но не кажется особо затянутым. В любом случае, драйва тут больше, нежели на альбомной записи.

Далее было решено повторить садо-мазо-шоу под среднетемповый динамичный готик-метал (по-моему, Alles Schwarz со старого альбома Machina Mundi, 1998). Внезапно Мацарт решил поплавать на руках стоящих в первых рядах, которые его с удовольствием носили, поставив потом бережно на сцену.

Публика потребовала выход на бис.

Фронтмен вернулся в какой-то растаманской разноцветной вязаной шапочке и прямо на сцене закурил (надеюсь, не запрещённое 😺) — зазвучали медленные риффы композиции Is This Love (с альбома Opus Magnus, 2010) на английском; кстати, какой-то прям блюз получился в конце.

Потом вся команда засобиралась была насовсем, но всё же вышла повтора под искренние аплодисменты.

На сей раз Моцарт заявился в корсарской какой-то шляпе — и толкнул спич про «национализм», который типа везде поднимает голову: в США, в ФРГ и России — и мешает нам всем общаться. Типа, дружба, посоны! 😺 Я так думаю, он имел в виду то, что у нас принято называть агрессивным ура-патриотизмом.

Не отказавшись от сигареты, сыграли позитивную танцевальную композицию, скорее, ро́ковую, нежели метальную. Внезапно Моцарт посадил барышню себе на плечи и правдоподобно симитировал лизание «киски» сей особы, расположившейся у него на плечах вверх-тормашками. 😺 Зал, полный восторга, кричал «заебись!»

Резюме

В целом, хотя и не ожидал от позавчерашнего выступления прям многого, паче чаяния, ушёл, весьма довольный. Ну, во-первых, несмотря на культовый статус и достаточно разноплановый характер творчества Umbra et Imago, готик-метал, в целом, не мой жанр, и общее впечатление могло испортить что угодно. Да и ожидать того, что группа будет прыгать по сцене и зажигать с таким же задором, как она делала лет 10 назад, было бы немного наивно. Но тем не менее, она хоть и не прыгала юркой обезьянкой (говорят, в былые времена, в «Точке», Моцарт даже чуть ли не по стенам карабкался), но совершенно точно зажигала (хотя бы бенгальские огни 😺). И тут, в общем, выступление нужно воспринимать комплексно: роляет не только собственно музыка (кстати, тут всё было вполне хорошо: даже относительно скучные вещи с нового альбома, что называется, «заиграли»), но и «экшн», скандальная визуально-эротическая составляющая, которая, конечно присутствовала. Ну, на самом деле, в этом смысле всё было хотя и притягательно, но в то же время довольно культурно и без фанатизма, что называется. (Подумаешь, сиськи показали и «киску» немного полизали, эка невидаль. 😺)

Можно, в общем, заключить, что герр Моцарт, раз от разу меня состав Umbra et Imago, таланта работы с публикой отнюдь не растерял, вёл себя с залом очень профессионально, чем и обеспечил, думаю, множество положительных отзывов о выступлении. Остаётся пожелать группе дальнейших творческих успехов.


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.