Концерт Abney Park в Москве, 16.09.2017

Сегодня (глядя на часики, де-юре уже вчера) на московской концертной площадке Zil Arena состоялся концерт знаковой для субкультуры в целом и с давних уже пор прекрасно известной в наших краях steampunk-группы из Сиэтла Abney Park.

Гастролируют эти американцы по России, на моей памяти, ежегодно: во всяком случае, мне доводилось присутствовать на их прошлогоднем концерте в московском клубе «Вольта«, в котором они выступали и до того. И сегодня Abney Park должны были выступить именно там, однако «что-то пошло не так» и мероприятие загодя было перенесено в клуб «Zil Arena» (она же «Арена Олимп«). Впрочем, каких-то особо сильных неудобств с того лично я (в отличие, наверное, от тех, кто, узнав о выступлении любимой команды, приобрёл заранее билеты в «Вольте», впоследствии внезапно объявленные недействительными) не почувствовал: клуб как клуб, особо не прихотливый и звёзд с неба не хватающий (к тому же, только недавно там солидные фьючерпоп-электронщики «Covenant» и электро-индустриальные проекты Даниэля Майера успешно отыграли). Разве что организаторы устроили очередь на улице, не впуская никого где-то до половины восьмого вечера, несмотря на то, что мероприятие было назначено на 7 вечера, — а между прочим, на улице было немного прохладно.

И добавлю, я вначале, стоя в очереди на вход, было испугался, что эта «Арена Олимп» физически не способна вместить всех желающих послушать живое выступление Abney Park с комфортом, но как выяснилось явочным порядком, опасения были напрасны.

* * *

На сей раз никаких «разогревных» команд не было, вместо чего крутилась довольно громкая «фанера».

Кстати, что сразу бросилось в глаза в сравнении с прошлогодним мероприятием — так это резко поредевшее количество стимпанк-косплейщиков среди публики: ну, т.е. вот этих всех джентльменов в при пиджаках, цилиндрах, белых перчаточках, плащах причудливого покроя прямиком из 19 века, по которым можно угадать, скажем, дерзкого инженера-изобретателя и прочих разнокалиберных гениев индустриальной революции и постапокалиптического футуризма на «викторианской» закваске. А также не менее нарядных дам в платьях с кринолином. Среди присутствовавших людей при тематическом дресс-коде было довольно мало — в основном, обычные офисные работники. Видимо, волна популярности стимпанка пошла на убыль, и «в сухом остатке», простите за тавтологию, в конце концов останется то, что останется: в первую голову, любовь к хорошей музыке, ну и к своим собственным воспоминаниям. Ну в самом деле, а чего б раз в год не прийти и не поглазеть на любимую команду, под которую когда-то истово ударяли стимпанк-косплеем и «стимпанк-мировоззрением» по бездорожью. Жаль, коли так, но похоже, это объективный процесс: то же самое случилось в своё время и с готикой, например, которую Эбни Парк, кстати, когда-то играли…

Наконец, Abney Park вышли на сцену, в составе квинтета, где-то с полуторачасовым опозданием. И сразу же фраппировали публику объявлением, что по несчастливой случайности по приезду из Питера остались без макбука, на котором было всё, насколько я понимаю: всякие секвенсоры, аранжировки, электронный саунд и т.п. Ситуация, на самом деле, критическая; и как только о поломке узнали (я так понимаю, часов в 5 вечера), команда была поставлена перед выбором: либо отменять концерт совсем, либо играть акустику. В итоге, музыканты выбрали второе.

И действительно, сдавать билеты, думаю, из пришедших мало кому хотелось бы. К тому же, Abney Park — профессиональные музыканты, не новички на сцене — чего б не сыграть без привычных электронных аранжировок. К тому же, в помощь музыкантам была танцовщица. 😺

К сожалению, я знаком с творчеством коллектива не так чтобы очень детально (хотя, разумеется, и слежу), поэтому пытаться угадывать сет не буду. Вместо чего просто поделюсь полученными от концерта впечатлениями в предельно общем виде.

Во-первых. Конечно, не хватало привычной полноты в саунде. Голые электрогитарные риффы без эффектов звучали несколько странновато. Первое, что подумалось в связи с этим — раз так, то почему хотя бы одному из музыкантов не взять было в руки обычной акустической гитары. В общем, играли в такой партитуре: три(!) электрогитары, скрипка и клавишные. Прекрасно, кстати, что была живая скрипка и клавишные — получился этакий мягкий фолк-рок по звучанию.

Во-вторых, из-за этой потери пришлось, видимо, сильно перекраивать и урезать сет, потому что не всё можно было сыграть в акустике. В результате, достаточно много времени было уделено автограф-сессии, во время которой в качестве своего рода комплимента для пришедших на концерт, оставшихся без полнозвучного Abney Park‘а, к которому они привыкли и которого ждали, звучал новый альбом. Притом, как заявили музыканты со сцены, собравшиеся в зале — первые, кто его публично услышал. Насколько я понимаю, он крутился со смартфона одного из участников Abney Park. 😺

Это официальный трейлер к альбому, который получил название Crash и который выйдет 30-го сентября:

Как мы видим (точнее, слышим) даже по сниппетам (не говоря уж о услышанной сегодня полной версии), Abney Park тут на многих композициях довольно круто меняют звучание, отдавая предпочтение техно- и вообще электронике. Кстати, местами они звучат здесь отчасти фьючерпопово. С одной стороны, Бог бы с ним, оно ведь само по себе отнюдь не значит, что непременно выйдет плохо, — но с другой, в это надо ВЪЕХАТЬ. А перестройка (в данном случае, «эстетического аппарата») — процесс всегда не одномоментный. 😺 Здесь же получилось так, что на головы присутствующих обрушился новый альбом безо всяко подготовки, притом звукорежиссёры, по-моему, ещё и переборщили с громкостью.

Но вернёмся в основной части выступления. Начали довольно бодро, с поддержкой публики. По ходу выступления звучали как спокойные лиричные вещи (благо, скрипка и клавишные присутствовали), так и задорные хиты типа Off The Grid с одноимённого альбома (2011), исполнение которых Роберт Браун (который, кстати, своим сильным и уверенным баритоном он здорово вытягивал весь концерт) сопроводил историей создания: например, эту песню он написал тогда, когда, посоветовавшись с женой, решил бросить неприятную и нелюбимую работу и полностью заняться музыкой. Была также одна композиция, которую они играли на корпоративе у какой-то самолётной промышленной корпорации, насколько я понял.

Кстати, музыканты пытались также в импровизационном ключе исполнить шутливую песню про то, как они ненавидят продукцию компанию «Эппл» (видимо, не в последнюю очередь в связи с инцидентом с макбуком, который они даже не роняли, как сообщил мне позже опрошенный в зале один из организаторов 😺). Вообще, импровизировать пришлось много, в т.ч. и тогда, когда у одного из гитаристов в довершение всего порвалась струна. 😺

В очередной раз порадовала Katyusha c альбома The Circus at the End of the World (2013) в живом исполнении (в смысле, их англоязычный кавер на знаменитую песню) — подозреваю, Эбни Парк её играют каждый раз, когда выступают в России, это sine qua non. 😺 Во всяком случае, в прошлом году точно играли — я ещё подметил, что подпевать не возможно, ибо вокал Роберта для меня чересчур низкий. В этот раз Роберт отложил гитару взял в руки гармонь (в прошлый, впрочем, тоже было нечто подобное), а музыкантам помогала танцовщица в костюме a la cossack. 😺

Завершили Abney Park своё выступление элегичной и трогательной композицией His Imaginary World с последнего официально вышедшего альбома Under The Floor, Over The Wall (2016), после чего «вышли в народ» для фотосессий и автографов.

Я обычно игнорирую эту часть концертов, но здесь ничего иного не оставалось. 😺 В результате, позволил себе выстоять очередь из фанов (с каждым из которых, насколько я мог заметить, Роберт был очень любезен) и в кои-то веки (да чего уж там — впервые!) сделать какое-никакое селфи с фронтменом выступавшей команды и, отчасти под влиянием звучавшего нового альбома, вопрос к нему же; и насколько я понял из ответа (если Роберт от меня тупо не отмахнулся), группа VNV Nation, как минимум, ему известна. 😺

Резюме

1. Насколько я вижу (как по относительно малому количеству косплейщиков, так и по санду представленного ушам публики нового альбома Abney Pank) и насколько вообще корректно делать выводы по одному московскому выступлению, стимпанк-движ в своей, что называется, «изюминке», некой аррогантности и вычурности если и не выходит из моды, то куда-то явно трансформируется.

2. С одной стороны, имели место серьёзные технические накладки, чего и говорить. Приведшие не только к видоизменению саунда, но и к сокращению концертной программы. Но с другой, вышло ведь очень здорово и душевно, «по домашнему». Плюс — как я уже писал выше, в качестве «компенсации за неудобство» была предоставлена возможность ознакомиться с новым альбомом, хотя и не вполне подходящая, с моей т.зр., ввиду особенностей материала для данного формата ознакомления.

3. Бросилось в глаза, что алкоголя на сцене было на сей раз нетипично много, разного — во всяком случае, для этой команды, которая ничем таким вроде не особо злоупотребляла — чай, не Лина Бэби Долл.


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.