New Romantic Party — московский synthpop

Позавчера, 14 сентября, в московском клубе Лес состоялось ежегодное мероприятие New Romantic Party, приуроченное ко дню рождения участника олдовой отечественной синти-поп-команды Arrival, Олега Радского. И группа, образовавшаяся ещё при СССР, и сам Олег до сих пор, как видим, дают концерты и не сбавляют творческой активности. Что же до меня, то посетил я эту пати впервые; и ежели бы не рекомендация, мероприятие, наверное, так бы и осталось мною не замеченным. А меж тем, здесь я смог вживую послушать отечественные тематические коллективы, названия многих из которых вообще впервые слышу.

Мероприятие прошло в формате мини-фестиваля, где каждый из участников выступил перед публикой в этаком блиц-формате, исполнив по тройке-пятёрке композиций. И что меня приятно удивило: несмотря на то, что участниками, среди прочих, были заявлены, можно сказать, «легендарные» для нашей сцены Технология и БИО, организаторы не брали за вход ни копейки.

И сразу констатирую, что выступление команд именинника и следом идущее «Технологии» я, к сожалению, не застал: из-за накладок с графиком мероприятие де-факто стартануло более чем на час позже запланированного — а я боялся опоздать на электричку (да и пятница — всё же рабочий день, который просыпать никак нельзя 😺).

* * *

Приехал я в Лес где-то к половине девятого, на полчаса позже заявленного времени начала. И обнаружил сцену пустой. Народ же в клубе был; в основном, контингент возрастной категории «под сорок» или даже «за сорок». Т.е. такое впечатление, что я, недавно разменявший 4-й десяток, был там одним из самых молодых посетителей. 😺 Само помещение, как мне показалось, слегка пованивало краской. Что, в общем, хороший знак: клуб, открывшийся всего-навсего не далее чем в прошлом году, планирует, видимо, осваиваться и становиться дружелюбной площадкой. Последний раз, кстати, я был тут в апреле месяце на выступлении заводных петрозаводчан Громыка, презентовавших свой новый альбом; а в прошлом году здесь успешно прошёл фолк-фестиваль Сёстры с Радой и Терновником во главе…

На часах где-то, в общем, половина 9-го; фоном звучит синти-поп с мужским вокалом, довольно мощный и приятный, — пару треков точно авторства Depeche Mode. Кстати, всех выступавших на сцене (и, полагаю, подавляющее большинство присутствовавших) объединяет любовь и уважение к творчеству именитых британцев. Более того, многие состояли или состоят в фан-клубах этого коллектива (и наверное, это мероприятие тоже можно таковым считать). Что же до меня, то мне тусовочно-фанатский формат никогда не был особо близок; к тому же, волну популярности Depeche Mode в СССР и ельцинской России в сознательном возрасте я просто не застал — тогда как для многих отечественных меломанов и музыкантов явление Depeche Mode на советском телевидении в конце 80-х, подозреваю, было сродни «перстуказующему» знаку, открывшему целый горизонт творческой свободы.

Месмер

Наконец конферансье, принеся извинения за сбой в графике, объявил начало мероприятия и попросил на сцену группу Месмер и её солиста Александра Бурташова. В два голоса зазвучали «поздравляшки» Олегу Радскому (вообще, каждая команда ожидаемо предваряла своё выступление поздравлениями, так что этот момент в дальнейшем опустим 😺).

Зазвучала композиция Праздник тишины — такой относительно медленный синтипоп в мажорных по преимуществу аранжировках. Почему-то показалось, что вокал солиста — высокий баритон — под такую гармонию не вполне подходит, но возможно, здесь дело привычки (группу я вижу/слышу впервые). Со сцены выдавались хорошие полнозвучные синты, «катящиеяся» ритмичные сэмплы; но в целом, звучало всё же немного «попсовато», тем не менее.

Исполненная следом композиция на английском была в более подвижном, танцевальном темпе; и синты тут относительно сложные, интересные, с не давящей приятной гармонией.

Допевши её, солист объявил, что ему пора откланиваться.

Не знаю, насколько «репрезентативно» делать выводы по двум песням, но на мой вкус, в качестве «разогревной» команды на подобного рода мероприятиях Месмер более чем годится. 😺

Inner Conflict

А вот эти ребята мне сразу, с первых же выдаваемых аккордов пришлись по вкусу. В их исполнении прозвучал приятный среднетемповый синти-поп (притом довольно сложный, с классной полифонией) на английском, с мягким баритоновым вокалом. Очень хорошо, мягко, бархатно, в меру меланхолично и драйвово.

На следующей композиции — саунд в фундаменте уже более жёсткий: зазвучал среднетемповый EBM/синти-поп с чёткими «бочками». Лирика тоже на английском. Были довольно сложные уверенные электронные партии и проигрыши, местами «кислотные», местами даже с «терминвоксовыми» вставками (как мне показалось). Иногда звучало немного по-восточному. Плюс, добавилась какая-никакая светорежиссура, что сделало восприятие более комплексным.

Далее — скорее, более евродэнсовая/электропоповая композиция; тоже лиричная штука, с уверенными синтами в остинато. Солист пел на английском таким нарочито приниженным вокалом; акцент здесь такой, будто пародируется немец, пытающийся сообразить в английский (возможно, это художественная деталь, «фича»). 😺

Вот тут я пожалел, что впервые слышу о существовании этой группы, базирующейся в подмосковных Мытищах. Они, с моей т.зр., нашли отличный баланс достаточно проработанного интересного, разнопланового электронного саунда и «танцпольности» — во всяком случае, я волей-неволей пританцовывал. 😺 Притом что прозвучавшее со сцены название коллектива я поперву и не разобрал — потом подошёл к солисту в зале и уточнил, поблагодарив за выступление. Кстати, они, оказывается, с 90-х гг. прошлого века существуют, даром что дебютный альбом записали только в конце 2010 г. Насколько я понял, коллектив регулярно, увы, не гастролирует, покамест оставаясь чисто любительским проектом.

Кстати, по-моему, именно они со сцены ясно означили, кто собрался в зале, поприветствовав «любителей синти-попа, технопопа, электропопа и прочего попа». 😺 Разве что мною весьма ценимый фьючер-поп забыли, который, кстати, отчасти сами и играли.

Lie Detector

В отличие от предыдущих выступавших, Lie Detector, они же Детектор Лжи, где-то на далёком краешке моей памяти когда-то, до сего момента, оставили о себе какие-то воспоминания. Впрочем, весьма (c)мутные. 😺 И у меня представился шанс их освежить.

Солист появился было на сцене в эффектном, но несколько чудаковатом костюме в стиле «Звёздных войн», с красными лазерами на пальцах перчаток. Но тут же и ушёл — не дали «звука в консоль», который он требовал у звукорежиссёров. 😺

Когда неполадки были устранены, вернулся — и зазвучал медленный плотный саунд с этакой «харшинкой», армированный упругими синтами. Кстати, он хорошо оттенялся на фоне высокого эстрадного, с эхо-эффектом вокала солиста.

Для исполнения следующей композиции, являющейся, если я правильно понял, кавер-версией, солист (Виктор) попросил выйти на сцену Олега Радского, дабы спеть/сыграть её дуэтом. Виктор представил её как любимую композицию группы Arrival. После медленного интро заиграл чересполосицей электропопа и технопопа относительно медленный, лиричный сауд; у Радского оказался баритон, который вполне гармонично дополнял лид-вокал Виктора. Правда, в целом вышло, на мой взгляд, как-то невнятно, хотя и сценически по-своему красиво (в т.ч. и приглашением именинника на сцену).

Следом — танцевальная вещица, звучащая с уклоном в техно, многие с удовольствием «колбасились». К её исполнению солист сменил костюм и зачем-то предстал совершенно босой. 😺

Далее солист принялся долго и немного путано объяснять про творческий отпуск Lie Detector и про свою соло-программу, которую он презентует в период творческой паузы основного проекта. Представлена залу она будет в двух композициях.

Что ж, на первой — приятный среднетемповый электропоп… с дальнейшим уклоном, правда, именно в «поп». Тут я даже задумался: кого ж он мне напоминает — да Шуру́, особенно манерой вокала! 😺

Вторая — тоже электропоп; эту композицию внезапно поют вместе с залом, но мне она не знакома. Кстати, солист периодически орудовал за пультом или синтезатором пальцами на сенсорной панели. А композиция оказалась кавером на песню Валерия Леонтьева Маргарита — не знаю, я подобное в детстве не слушал, на дискотеки, где всё это крутилось, особо не ходил — так что ни одна струнка души этими каверами не растрогана (солист пророчил, что мы впадём в детство и будем верещать от радости 😺); чего, впрочем, не скажешь об остальной, отплясывающей и подпевающей, публике.

В общем, выступление Lie Detector оставило, пожалуй, разноплановое впечатление — «немного не моё». 😺

* * *

Далее ведущий объявил, что пока готовится группа Свинцовый Туман, сейчас будут показывать представление, ни много ни мало, клоуны. 😺 А что же цирк делает на вечеринке олдовых синтипоперов, спросите вы? Вот и я не понял. Пока один из присутствующих не объяснил, что один из организаторов сей цирковой труппы состоит в фан-клубе Depeche Mode и многим знаком лично, — короче, свой человек. 😺

Клоуны решительно (можно добавить: беспардонно) оттолкнули толпу назад, освободив себе площадку. 😺

Рассудив, что кого чёрт носит по подобного рода мероприятиям (готической, (пост-)индустриальной, шварцесценовской направленности), тот в цирке не смеётся в принципе (про The Tiger Lillies только не надо — они хоть в какой-то степени и клоуны, но на самом деле являют собой пример удачного и исполненного всяческих достоинств музыкально творчества в формате кабаре), я решил переждать выступление циркачей в глубине зала. 😺 Впрочем, пару кадров сделал любопытства ради.

Свинцовый Туман

Наконец на сцену вышли Синцовый Туман, в формате квартета. И начали играть позитивный такой, танцевального характера, рок.

Гугл нам подсказывает, что коллектив Дмитрия Нестерова «Свинцовый Туман» — довольно старая московская рок-группа, образовавшаяся в далёком 1988 г. и к настоящему времени имеющая ряд достижений и опыт выступлений на крупных фестивалях типа «Нашествия».

Я, пожалуй, не буду детально расписывать, что именно они здесь играли (лишь за одним исключением, о котором ниже): во-первых, потому, что впервые вижу и слышу эту команду; а во-вторых, меня никак нельзя назвать поклонником или радетелем русского рока. Вместо чего охарактеризую услышанное в общих чертах. Саунд мягкий, местами с шугейзинровыми риффами, под живую ритм-секцию. В целом, довольно позитивная штука, с уклоном в поп-рок; этакий «изилистениг» для танцпола — на радость публике, желающей «размять чресла». 😺 Лирика, насколько я улавливаю, про любовь; вокал у солиста хороший, сильный, подходит музыке и складывающейся светлой атмосфере. Весьма «в тему» здесь мигающая светомузыка. Короче говоря, все танцуют и всем радостно, кидаются шариками. 😺

Под конец «Свинцовый Туман» внезапно исполнили популярную советскую песню «Три танкиста» («На границе тучи ходят хмуро…»). И тут я с удовольствием подпевал. Я всегда считал эту песню (в смысле, оригинал), в отличие от многих и многих советских на военную тематику, очень полезной (в деле правильного «патриотичного воспитания») и весьма примечательной: дело в том, что она воспевает победу в максимально доступном виде и в конструктивном, так сказать, ключе, без старческо-тщедушных и траурных рефлексий, которых щедро понавесили на русских склизлой лапшой. «Сеттинг» предельно прост и понятен: вот «наши», вот «самураи», перешедшие границу. Ergo, «самураев» — МОЧИТЬ, лихо, технично, весело и без сантиментов: «…и летели наземь самураи под напором стали и огня!» Атмосфера песни разительно отличается от дряхло-сентиментального «праздника с сединою на висках», цинично-траурного «за ценой не постоим» и уж тем более откровенно могильного мотива «…и молодая не узнает, каков танкиста был конец».

Короче говоря, порадовали (и конкретно этой песней, и в целом). 😺 Исполнили песню в «нехмурой» драйвово-зажигательной обработке, с упором на гитарную партию и чёткий ритм.

БИО

В перерыве, кстати, крутили весёлую песню некогда популярного французского евродэнс-коллектива Ottawan — «Hands up, baby, hands up…» — звучало, кстати, вполне свежо.

Наконец на сцене появился Александр Яковлев, основатель того самого Биоконструктора (ныне распавшегося) и БИО. Я давно хотел поглядеть вживую на этот проект; более того, в большей части шёл на мероприятие именно на него и на Технологию (отпочковавшуюся, кстати, от Биоконструктора).

Проект БИО увидел свет в 1990 г., спустя 4 года после образования «Биоконструктора». Александр Яковлев после периода относительного затишья продолжает давать концерты и писать музыку, в т.ч. переосмысливая вещи старого Биоконструктора.

Первой зазвучала песня Контроль (над движением) — среднетемповый технопоп с низкочастотными синтами и отчасти «воздушными» аранжировками. Кстати, поймал себя на том, что Александр чем-то Дугласа Пирса внешне здесь напоминает. 😺 И более того, у них о обоих баритон — правда, у Александра более глубокий. Голос звучит, словно робот на каком командном пульте — отстранённого оттенка, но мягкий, протяжный и мелодичный (чем, опять-таки, пирсовский отчасти напоминает — но тут уж «кто на что учился» 😺). Ко всему прочему, саунд достаточно гипнотичен.

Далее — Пустота, песня про космонавтов на дальней космической станции, ждущих в холодном космосе (судя по разлитому в песне тихому отчаянью, с которым герой смирился, — тщетно) помощи. Технически это технопоп/синтипоп под мягкий протяжный баритон, с «умными» электронными сэмплами. В общем, атмосферная минорная вещь, очень лиричная.

Следом была исполнена одноимённая (и пожалуй, наиболее узнаваемая, своего рода концептуальный синопсис проекта) композиция из старого «Биоконструктора». Александр сразу сказал, что это практически чистый синти-поп — и действительно, я услышал доминирование характерных полифоничных «синтов» в саунде. Но я бы добавил, что композиция прозвучала ещё и futurepop’ом — настолько она минорная и мелодичная, с чётким ритмическим паттерном. Её хоть на цитаты разбирай: «когда он рисовал, у него получались бензольные кольца…. кольца…», «экзистенция проста: каждый ответит за себя». 😺

В целом, отличная лиричная песня с экзистенциально-футуристическим уклоном; и «на послушать» и «на потанцевать».

Завершила выступление БИО среднетемповая композиция Новая сила — прозвучало даже не как технопоп (хотя можно и так), а как смесь мягкого электро-индастриала и EBM’а. Несмотря на мотивирующий посыл в лирике («Новая сила — новая мощь! весь мир — с тобой!»), особо драйвовой, в целом, я бы её не назвал.

В целом, хотя я и ждал их хит Гравитатор, свою порцию положительных эмоций от относительно короткого выступления проекта я, разумеется, получил. Очень здорово, что Яковлев не собирается бросать выступать и писать музыку и даже в октябре намеревается презентовать новый сингл.

Итого

Совершенно не пожалел о том, что пришёл в четверг в Лес — узнал, чем живёт московская синти-сцена (и что вообще живёт, и даже не просто живёт, а не сбавляет творческой активности). Очень рад был увидеть БИО вживую. Открытие вечера — группа Inner Conflict. Атмосфера мероприятия, кстати, была очень домашняя; народу было немало, но и с другой стороны, тесноты тоже не было — достаточно комфортная пропорция. И такое впечатление, что «чужих» там просто не было — все так или иначе знакомы друг с другом через несколько рукопожатий. 😺

Жаль, конечно, что из-за накладок с расписанием так и не удалось увидеть здесь выступление Arrival и группы Технология. Впрочем, выступление «Технологии» я видел в апреле месяце, в «Рюмочной в Зюзино» — было очень душевно.

Ну и пользуясь случаем, поздравляем Олега Радского с прошедшим Днём рождения, желаем дальнейших творческих успехов и благодарим за прекрасный повод увидеть столько прекрасных коллективов на одной сцене.


Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «New Romantic Party — московский synthpop»

  1. Юрий говорит:

    Спасибо за отчёт, прочитал с удовольствием! Уже который год эти команды поздравляют Олега Радского и сам хожу с друзьями! В прошлом году в Радио-сити на Маяке фильм о праздновании дня рождения Олега снимали. В этот раз ему подарили от депешистов книгу «Монумент» Depeche Mode, именинник остался доволен. И на этой позитивной волне ARRiVAL зажгли и порвали танцпол. И затем Технология завершила концерт в половине первого вечера своими хитами — девочки плакали и танцевали, мальчики подпевали не жалея голосов. Вечер действительно получился атмосферным и добрым! А солист из Lie Detector — наш любимый Виктор Щежин-Бурко, почитатель талантливого Мартина Гора.

  2. Vsevolod говорит:

    Юрий,

    и Вам спасибо: за тёплые слова и уточнения! Ещё больше пожалел, что пришлось раньше уехать… Но что ж, будем надеяться, что Технология и ARRiVAL ещё не раз выступят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.