Московский концерт Wardruna

Вчера, 4 февраля, Москву снова посетили с концертом именитые скандинавы Wardruna. На предыдущем, прошлогоднем, московском концерте я не был, однако о выступлении наслышан — говорят, народу было очень и очень много. Так вот, отсмотрев полуторачасовое выступление и понаблюдав за реакцией присутствующих в зале, думаю, не особо погрешу против истины, если сделаю вывод, что ажиотаж, вызванный этой норвежской командой, не спал и любопытство московской публики, проявляемое к творчеству Wardruna, ещё не в полной мере удовлетворено. По всей видимости, популярность у наших соотечественников группа завоевала не только благодаря таланту и действительно завораживающей атмосфере, создаваемой музыкой, но и благодаря тому, что группа была выбрана в качестве автора саундтреков к сериалу художественно-исторической тематики «Викинги»; и к тому же, основатель и фронтмен Wardruna Эйнар Селвик (Einar Kvitrafn Selvik) играл в сериале эпизодическую роль.

* * *

С одной стороны, я понимал, что проект рассчитан, скорее, на массового слушателя и ничего прям такого особенного для моего достаточно искушённого уха я не услышу. Разного рода дарк-эмбиента, дарк-фолка, этно-эмбиента, этереала и т.п. я в своё время наслушался достаточно, и в этом отношении чем-то удивить меня достаточно сложно. Но с другой, всё же снедало любопытство и хотелось составить собственное впечатление от живого выступления этой команды. В итоге, билеты я взял практически в последний момент. 😺

Я опоздал более чем на полчаса, и первое, с чем столкнулся, — гигантская очередь на подходе к клубу (впрочем, похоже, типичная ситуация для этой площадки: полтора года назад на выступлении Einsturzende Neubauten было примерно то же самое 😺). Снующие туда-сюда вдоль вереницы страждущих попасть внутрь концертной площадки, до дверей которой было весьма и весьма прилично, заводилы наперебой предлагали попасть на концерт без очереди за «мелкий прайс» (250 руб., по-моему 😺). При мне никто желания воспользоваться «услугой» не изъявил, и в моём куске очереди всем пришлось отстоять на лёгком морозце с минут, наверное, 25. Но в принципе, ничего особо страшного и дискомфортного не произошло — понятно, что народу много и чисто физически всех сразу запустить малореально; к тому же, сканирование электронных билетов и пропускание через рамки металлодетекторов происходило достаточно быстро.

Наконец попав в клуб и спустившись в концертную залу, увидел на сцене достаточно, как мне показалось издалека (через многочисленные головы набившихся в помещение), грустного виду выступавшего, солирующего на сцене в гордом одиночестве с этническим струнно-смычковым инструментом наподобие лиры в руках. Сейчас выяснил, что это шведский one-man-project Forndom. Даже на секунду почему-то (во многом, наверное, потому, что было уже 8 вечера — учитывая, что концерт начался в 7, как-никак пора бы и хэдлайнерам начинать 😺) подумал, что это «Вардруна» и есть. Точнее, то, что удалось довезти организаторам — знаете ли, а мало ли что: «санкции», «кругом враги», — кто ж его знает, что могло бы случиться с визами музыкантов. 😺

Играл он, наверное, минут 40, сидя практически неподвижно в центре сцены. В целом, ничего необычного в проекте мне расслышать не удалось: по-моему, был продемонстрирован достаточно скучный (ну, может, я просто не любитель) «нордический» этно-эмбиент с игрой на традиционном смычковом инструменте под протяжный электронный атмосферный аккомпанемент (с эпизодическим атмосферным карканьем ворон 😺) и мягкий переливающийся (с зелёного на синий) свет.

Следует обмолвится, что в концертной программе также принимали участие сибиряки Nytt Land, играющие в схожей тематике, однако мне их выступление не удалось послушать даже краем уха. Надеюсь, ещё представится случай застать их вживую, когда они перейдут из статуса «ещё одной разогревной команды перед выступлением Wardruna» до хотя бы «кульминационной разогревной команды», поскольку, судя по студийным записям, делают качественный ритуальный нордический фолк. Кстати, к настоящему времени у них вышло аж три полноформатных релиза — ровно столько же, сколько у хэдлайнеров.

Тем временем, уставши ждать хэдлайнеров, толпа начла растормаживаться и под аплодисменты скандировать «Вардруна! Вардруна!». Наконец, под ликующие возгласы собравшихся, спустя около 2-х часов с начала концерта, на сцену вышли Wardruna в составе 6 человек.

(Далее я буду излагать впечатления в форме «потока восприятия» от увиденного и услышанного as is. 😺)

Появление хэдлайнеров было весьма эффектным и сопровождалось выносом на сцену под торжественный электронный аккомпанемент двух огромных горнов (насколько мне удалось разглядеть), чем-то похожих на гигантские валторны. На открывшейся следом композиции под гулкую ритмичную перкуссию я услышал, скорее, медленный «шаманистический» этно-эмбиент, сопровождавшийся достаточно мощным вокалом Селвика, выглядевшего, кстати, вполне по-викинговски: это светловолосый норвержец со стильной бородой, убранной в длинную косу. Помимо пения, он играл на струнно-смычковом инструменте, стилизованном под этнику (это то ли скандинавская кравик-лира, то ли особый вид арфы). Музыкант за ударными также создавал ритмический рисунок чем-то наподобие традиционной погремушки; слева стоял музыкант с деревянным духовым инструментом наподобие блок-флейты (горны и рожки́ он также попеременно брал в руки). Справа на сцене стоял музыкант о скрипкой, а одесную фронтмена, также в центре, стояла вокалистка, которая, помимо пения, в такт практически каждой композиции пританцовывала. Здесь звучание было ожидаемо тяжеловатым и монументальным.

Следующая композиция: тональность стала ощутимо светлей, звучание не столь сурово и монументально, хотя, конечно, тревожные импульсы всё же не испарились (а иного ждать и не приходилось). Скрипач отложил скрипку и взял в руки варган, создавая традиционный нордический колорит. Под этот аккомпанемент варгана и среднетемповой перкуссии мужская вокальная партия перемежалась с женской (вокалистка, как я и сказал, не уставала пританцовывать 😺), иногда сливаясь в контрапункте.

Следом идущая композиция, как мне показалось, пестрила аллюзиями на Dead Can Dance (вообще, творческие интуиции этой легендарной группы, оказавшие колоссальное влияние на творчество многих и многих прекрасных коллективов, с моей т.зр., беспрецедентны, так что неудивительно), в «атмосферном» плане — этакая смесь Windfall и Yulunga. В конце было представлено любопытное эффектное стробоскопическое решение, с белыми чередующимися круглыми вспышками света, будто имеет какой-то ритуал с идущим крещендо горловым пением.

На следующей композиции музыкант слева взял в руки огромный протяжённый рожок-горн, звучащий вязко и протяжно под интересный перкуссионный рисунок и мужские ритуальные мелодекламации. Публика начала потихоньку разминать ноги и немного двигаться в такт. Звучало, по-моему, не как собственно пение (тем более, для русского уха, норвежского и древнескандинавского не разумеющего 😺), а, скорее, как слияние мужского и женского вокализов с рожковыми протяжными возгласами в некой плотной торжественной атмосфере — в итоге, получилось динамично и гимнообразно, композиция нашла хороший отклик у публики.

Следом вниманию публики была представлена минорная композиция с синкопическим ритмом под остинато струнного инструмента (не отделался от впечатления, что звучание было, по-моему, какое-то «арфийское») в руках фронтмена; игра скрипки шла контрапунктом сильному баритону и женской вокальной партии.

Затем женский вокал занял лидирующую роль; ему аккомпанировал какой-то ударный идиофон под гулкую перкуссию. Тут снова возникли сильные аллюзии на DCD.

Кстати, иногда в паузах между композициями звучали тихие «журчащие» электронные сэмплы.

Следом музыканты исполнили композицию a capella. Точнее, начали — а ближе к концу присоединились и музыкальные инструменты.

Затем я услышал мощную «полифоническую» композицию: здесь вполную разыгрались и варган, и скрипка, и рожок одновременно с несколькими вокальными партиями; а мелодия чем-то отдалённо напомнила средневековую скандинавскую балладу Herr Mannelig.

Следом шла вдумчивая песня с лидирующим мужским вокалом под аккомпанемент деревянной перкуссии и этакими «ликующими» мелодекламациями. Публика здесь весьма охотно хлопала в такт «литавровой» перкуссии и подымала руки кверху — действительно впечатлительная вещь.

На следующей отметил интересное достаточно «атмосферное» световое решение в виде ровного ряда этаких оранжевых светящихся столбов — словно вертикально льющиеся лучи света в лесу во время какого-нибудь культового обряда на капище. Сама композиция динамичная, подвижно-танцевальная, с местами ревущим мужским вокалом.

Следом шла тоже динамичная вещь; тут почему-то подумалось, что вокалист, не только поющий и играющий, но и активно жестикулирующий с лирой в руках, предстал в образе этакого «Орфея», разыгрывающего некий эзотерический культ.

Далее по большей части шли торжественные «ритуальные» мелодекламации, звучащие ближе к концу как молитвенное пение.

Заключительную композицию Эйнар предварил небольшим рассказом: она была «about death, about dying»; могу ошибаться (и сильно 😺), но насколько я смог расслышать, под аплодисменты публики он представил её как Hellreigen1. Последовал медленный тревожный старт под низкочастотный электронный гул и сложную тяжёлую литавровую перкуссию. Впрочем, несмотря на посвящение, никакой безнадёгой или какими-то отчаянно-скорбными ламентациями от композиции не веяло — напротив, несмотря на монументальность, атмосфера была достаточно светлая, с оттенком этакой светлой грусти. По всей видимости, концептуальный замысел заключался в том, чтобы показать, что физическая смерть — это лишь начало пути, а вот душу ждёт много всего трудного и интересного в загробном мире (в зависимости от поведения на Земле). 😺 Музыкант слева снова взял в руки огромный гигантский рожок-горн — тут я сосредоточился и обратил внимание, что свои «вязким» протяжным звучанием, на самом деле, он сильно напоминает трубу в диапазоне первой октавы. Крепкий вокал Эйнара звучал на сей раз в верхнем регистре, как бы сопровождая путь души кверху; в конце немного звучало задумчиво-прощального соло.

Резюме

В общем, концертом я остался доволен, денег совершенно не пожалел, несмотря на определённые недочёты в организации мероприятия. Впрочем, отдельно на Forndom, скажем, я бы не пошёл, поскольку у нас и так много достойных команд такого плана, так или иначе эксплуатирующих «северную» тематику: помимо Nytt Land, можно вспомнить, скажем, более аутентично-фолковых москвичей Очелье Сороки. Для себя отметил, что проект Wardruna являет собой этакий монументально-суровый, но в то же время достаточно дружелюбный ушам массового слушателя ethno-ethereal (учитывая отзвуки творчества Dead Can Dance) с завораживающей атмосферой в добротной нордической обёртке. Кстати сказать, с ирландским — насколько мне показалось — колоритом — чему способствовали, наверное, в большей степени скрипка и, несмотря на всю «нордическую» монументальность саунда, иногда вполне себе танцевальный (всё-таки сказать «зажигательный» было бы перебором 😺) ритм. Команда, разумеется, весьма талантливая, своеобычная и, безусловно, умеющая делать прекрасные лайвы (включая световое шоу); но вместе с тем, как мне кажется, в «структуре стоимости» её «капитала» много «маркетинговой» составляющей, поспособствовавшей возгонке её популярности в сердцах наших соотечественников. 😺


Примечания

1. Уточнение: композиция называется Helvegen


Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Московский концерт Wardruna»

  1. Елена говорит:

    Отличный отзыв! И в точку про аллюзии композиции Løyndomsriss на DCD, я услышала Yulunga.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.