Путешествия, или «экстенсивный» vs. «интенсивный» carpe diem

А вы помните, что скоро осень? Это так, справочная информация — может, забыл кто. 😺 Но ничего, погода в Мск в последнее время такая, что забыть как-то не получается, не так ли?

Кстати, я тут вот о чём подумал. Те, кто даёт вам советы в стиле: «эгегей, чувак, carpe diem[1]! давай путешествуй, еби гусей наслаждайся молодостью! она ж уходит, а потом, лет через -цать, глядя на свои фотографии, ты пожалеешь же об упущенных возможностях!» — кто эти люди, «информированные оптимисты» (в плане «пожалеешь об упущенных возможностях») или благодушные дураки? Ведь все эти советы одинаковым образом работают и с точностью до наоборот. Например, ты можешь с точно таким же успехом лежать на диване и читать умные книжки — притом и в том, и в другом случае тебе может быть одинаково комфортно и хорошо (в зависимости от типа характера, например). Или вообще молча уйти в скит. И откуда эта поучающая уверенность, будто человек в старости о чём-то там непременно пожалеет, в самом деле (а если и пожалеет, то непременно об упущенных личных возможностях — ведь умирающим некогда вообще ни о чём таком содержательном думать, им пред смертью, как правило, просто плохо и больно)?

Дело ведь в том, что в данном случае никакого абсолютного мерила и абсолютного судьи нет. Никто и ничто (ну, при жизни, в смысле) тебя не осудит и не даст оценки твоему действию/бездействию, если ты не будешь выжимать из каждого жизненного момента максимум, а будешь, скажем, лениться и осторожничать. Никто, кроме тебя самого, твоей психики и её оценочных механизмов (к слову, тут ты можешь и «отвёрточкой покопаться» 🙂 ). Никто никогда не проверит и не поставит напротив твоей фамилии плюсики-минусики, в каком количестве стран ты побывал, какое количество экзотических блюд попробовал и, я не знаю, скольких женщин перетрахал. В конечном итоге, формально всё упирается в чистой воды субъективизм, в какие-то инсталлированные воспоминания, сотканные всё новыми и новыми клубками паутины нейронных сетей, которые греют тебе душу.

Но на самом деле, это имеет положительный смысл («технический», «локальный»). Во-первых, тогда, когда ты непременно знаешь, зачем именно тебе эта паутина. Ну например. Если ты намереваешься стать писателем, то тебе впечатления, которые ты получил в поездках, более чем необходимы. Однако если ты не собираешься становиться писателем, то ценность полученных впечатлений вырождается в хаотичные «вау-импульсы», которые быстро сгорят и более того, потребуют новой подпитки (потому что у тебя образуется что-то вроде «моста» или «эскалатора», по которому ты тем самым выработал уже привычку доставлять себе груз впечатлений). И во-вторых, инструментально-социальная компонента: иногда полученные, скажем, в поездках вау-впечатления позволяют тебе чувствовать себя чуточку более уверенным в общении, поскольку в век повального увлечения путешествиями ты оказываешься информированнее твоего «непутёвого» визави.

Да, разумеется, и то и другое («диван» vs. «дорога»), как я уже говорил, глобально бессмысленно (ещё раз: одинаково лишено смысла априори по причине отсутствия легитимной «осмысливающей» инстанции) — но значит ли это, что выстраивать иерархию тут совершенно бесполезно? Я так не думаю. Чтобы разобраться, придётся вспомнить синапсис моего старого поста про то, чем делание лучше не-делания: и действительно, делая ставку на carpe diem, мы увеличиваем «плотность жизни» и заставляем машинку биохимических процессов крутиться быстрей, интенсивней за тот же промежуток времени (но есть, впрочем, важный нюанс — это может происходить из-под палки бессознательно, что может несколько отравлять кайф) — т.е., если посмотреть с другой стороны, мы, не имея физической возможности жить дольше, тем не менее, увеличиваем время жизни за счёт этой «плотности» (и кстати, как бы много я дал, если бы мог воскрешать в памяти все свои сны, когда пожелаю, — ведь в этом случае я бы жил ещё дольше). А ведь именно ощущение должной полноты жизни и позволяет чувствовать себя живым, а вовсе не формально-паспортное количество прожитых лет. Короче говоря, мы должны постулировать, что ощущение максимально возможной полноты индивидуальной жизни и сознательное стремление к тому — благо.

Но вместе с тем, голый принцип «carpe diem», заключающийся в «перенасыщении», набивании психического аппарата как можно бо́льшим количеством впечатлений, хаотичном окутывании паутиной нейронных сетей и навешенных на них эмоций, в этой оптике предстаёт лишь своего рода суррогатом «эликсира молодости». И, как и у любого суррогата, у него есть побочки: например, есть риск засорить психику ненужными впечатлениями, неправильно отранжировав приоритеты и в конце концов утонув в этом «импрессинговом флуде», — впоследствии выправлять колею будет достаточно тяжело. Другими словами, несмотря на флуд из впечатлений, при этом вожделенного субъективного ощущения полноты жизни может и не быть!

А в противовес этому (сугубо «количественному», «балковому») принципу поглощения впечатлений можно поставить принцип умного цикла: вместо «перенасыщения» и неосмысленной гонки за впечатлениями попытаться, напротив, ОСТАНОВИТЬСЯ: т.е., с какого-то момента «экстенсивному» развитию предпочесть «интенсивное». А потом — снова работать «вширь», набираясь впечатлений, чтобы затем в очередной раз дать сознательный «стоп-сигнал». Эти «технические остановы» нужны для того, чтобы, во-первых, должным образом переварить впечатления. Во-вторых, чтобы тщательно проанализировать свои духовные потребности; возможно, провести что-то типа аналитической работы по инвентаризации токсичных отходов твоей психики, накопившихся за всё это время время и тобой не вполне осознаваемых; разобраться в мотивах, тобою движимых. А точнее, убедиться в их беспримесности; а если они всё же не вполне автономны, но диктуются какими-то интроецированными когда-то или же ныне действующими «внешними» факторами, оценить пагубность этих факторов и по возможности изолировать их — возможно, в этом случае и «гнаться за впечатлениями» в прежнем темпе будет не нужно (скажем, если ты путешествуешь только потому, что «все так делают» и «как же иначе»). В конце концов, такая работа, полагаю, окупится сторицей.

* * *

{Q&A — из дискуссий}

нельзя пожалеть о том, чего не хочется. я вот хронический домосед. мне в дороге плохо и не комфортно. так зачем же изматывать себя лишний раз понапрасну? для кого-то путешествия — это рай, для меня — чистый ад. за всей этой дорогой, кучами людей, отсутствием привычных условий даже достопримечательности будут не в радость в итоге.

Да, можно и не изматывать, глобально разницы 0. Но «локально» — в данном случае это будет попытка расширения привычной зоны комфорта → больше стрессовых ситуаций → субъективно кажется, что ты жил долгой насыщенной жизнью. 😺

А жизнь вообще — штука опасная и некомфортная сама по себе. 😺 И зачем в конвейерном формате смотреть достопримечательности, которые смотрят туристы, когда нет желания? Можно, как товарисч Ленин, пойти и другим путём, буквально — развернуться на 180° в сторону от маствизитед-достопримечательности и пойти лазить по живописным помойкам вместе с местными. 😺

Кстати, пожалеть о том, чего не хочется, можно, и более того, в самый неподходящий момент. Например, вот окажешься ты в компании и не сможешь ничем содержательным с людьми поделиться — и общение не заладится.

Есть всего одно правило, на нем-то и основаны эти советы. Правда, они трактуют это правило несколько размыто, в то время как оно субьективно. Однако, само правило придумала природа и суть его в следующем:
Для большинства человеческих особей с течением времени (с возрастом) свойственно угасание физических способностей организма.

Да, но в наше время (медицина-то со времён неолита всё же продвинулась) значимость этого фактора не так драматически высока: если глянуть на форум путешественников какой, там людям и за 50 — а они всё по горам лазят, невзирая на угасание физических способностей. 😺 Да и сексом и в 70 вполне можно заниматься, я полагаю — так что теоретически «куда спешить». 😺

Примечание


[1] Крылатое выражение, означающее «лови момент!», «живи настоящим!», характеризующее мировоззрение гедониста и жуира — лат.


Запись опубликована в рубрике Parerga and Paralipomena, психология, философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.