XIII Moscow Synthetic Snow в Москве, 12.12.2015

12.12.2015 г., т. е. вчера, в Москве прошёл очередной ежегодный тематический фестиваль Synthetic Snow XIII, посвящённый электронной, par excellence танцпол-ориентированной музыке «шварце-сценовского» крыла. На сей раз были приглашены многие команды, известные и не очень; однако, к большому сожалению, расписание было составлено так, что посмотреть живое выступление всех участников фестиваля было физически не возможно. Часть команд выступала в «большом зале» клуба «Театръ», часть — в соседнем «малом». Хедлайнерами были заявлены аж 3 известные команды: Faderhead, Solar Fake и In Strict Confidence.

Хотя, конечно, если вести речь о российском слушателе, то с организаторами в этом смысле следует не вполне согласиться: прилагательное «известный» в полной мере относится к последним двум из упомянутых, тогда как one-man-project Faderhead из Гамбурга куда менее известен в наших краях, хотя и успел сыскать популярность на европейских танц-площадках.

Честно признаюсь, у мероприятия на этот раз имелся сильный конкурент: а именно, в клубе на другом конце Москвы, в это же самое время выступали мастера дарк-кабаре, англичане The Tiger Lillies, и лично я буквально до самого последнего момента колебался, какому мероприятию отдать предпочтение. Но в итоге решил посетить всё же Synthetic Snow, во многом благодаря тому, что был не вполне настроен отведывать достаточно сложный эстетический продукт: продираться сквозь пудру дадаистичего сарказма и звон умного фальцета Мартина Жака на сей раз откровенно не хотелось. Напротив, хотелось чего-то более простого, чтоб без лишних рефлексий. 😺 К тому же, как я сказал выше, на площадке клуба «Театръ» выступало сразу несколько команд, и выступление многих из них хотелось увидеть вживую.

Так вот, к сожалению, не в последнюю очередь благодаря вышеуказанной дилемме, на мероприятие я подъехал аккурат под самый конец выступления германо-британского синтипоп-дуэта с женским вокалом Nina, полностью пропустив выступление россиян Lie Detector (о последнем, впрочем, интуиция подсказывала, что жалеть не стоит, — но лучше умолчим о «вкусе устриц и кокосовых орехов», которые мы не пробовали 😺).

В общем, Nina. О существовании данного коллектива мне ранее было ничего не известно, так что прям на мероприятии и познакомился с его творчеством впервые. То, что мне удалось застать, смотрелось (особенно бросался в глаза перкуссионист, подвижный и артистично выстукивающий ритм) и слушалось очень неплохо; саунд, насколько я помню, был действительно синти-поповый, притом достаточно плотный (плотней, чем у тех же англичан Ladytron) и в то же время приятной плавной мелодики. Вокал, скорее, дрим-поповый. Название композиции, исполнение которой застал, к сожалению, не выяснил. Кстати, дуэт, по всей видимости, не спешит с выпуском полноформатных работ (на данный момент нет ни одной), ограничиваясь лишь синглами и EP; но несмотря на это, мне не показалось, что организаторы фестиваля пригласили мало кому известных музыкантов (ну в самом деле, попробуйте вбить в Гугл название «Nina band» — найдёте упоминание об интересующем нас дуэте, мягко говоря, далеко не сразу) по принципу «на тебе, небоже, что мне негоже», — нет, мне отрывок выступления понравился, и я искренне пожалел, что не застал выступление Nina с самого начала, послушал бы с удовольствием и составил бы полное впечатление о проекте.

По окончании выступления Nina я отправился в соседний «малый зал», где параллельно шло выступление датчан Private Pact. Самое интересное, на альбоме (пока что единственном) Purity (2013) звучит по большей части то, что можно назвать military pop, среднетемповый электронный саунд с маршиальной перкуссией, местами с налётом постпанка — однако я услышал плотный, густой синти-поповый саунд. Может, конечно, ошибся, но за небольшой промежуток времени детально расслышать не удалось. Запомнилось, посреди сцены, у микрофона, стоял коротко стриженый фронтмен в рубашке — вполне себе маршиальненько. 😺 В общем, немного поругавшись про себя на организаторов, решивших это всё совместить таким образом, что пришлось скакать «галопом по Европам», а также учитывая, что выступление Nina немного затянулось (а потому перерыв между выступлениями Nina и Solar Fake, открывающий «окно» для просмотра датчан, совсем скукожился), увы, надо было возвращаться.

Сразу забегая вперёд, немцы Solar Fake выступили, в целом, хорошо, хотя, конечно, отличие живого выступления от студийных работ явственно чувствовалось. Так вот, в положенное время на сцене появились «двое из ларца, одинаковых с лица» — концертный лайнап состоял из двух человек, весьма похожих друг на друга, и даже с одинаковыми ирокезами. 😺 Один — вокалист (Свен Фридрих), другой был попеременно то с электрогитарой, то манерно вытанцовывал за пультом. В принципе, весьма удобный формат для гастролей, нежели, скажем, везти гораздо более многочисленные по составу готик-рок-/готик-метал-проекты Свена Dreadful Shadows или Zeraphine. Хотя, вот, белорусских металистов Cold In May на фестиваль пригласили — а по мне, так можно было герру Фридриху переоблачиться и выступить хотя бы с тем же Zeraphine в соседнем «малом зале». 😺 Но насколько я понимаю, у талантливого немца сейчас в приоритете именно Solar Fake, чему лично я искренне рад, потому как периодически не без удовольствия переслушиваю творчество за подписью этого проекта. Помню, меня как-то «зацепил» альбом Reasons to Kill (2013), показавшийся довольно приятной минорной futurepop-жвачкой: ну, что-то типа итальянцев Blume, но немного пожёстче. И вот совсем недавно у них вышла свежая работа Another Manic Episode (2015) (между прочим, уже на Out Of Line — ребята таки пришли к успеху), концепция не поменялась: всё тот же приятный уху минорный мелодизм, саунд где-то на стыке futurepop’а и того, что обычно называют «электро-индастриалом».

Вообще, с жанровыми характеристиками прям беда: по-моему, такое в целом когда-то называлось именно futurepop’ом, имея в т.ч. в виду преобладание минорной тональности в мелодике, «романтическую» ориентированность текстов, ровность, приторную мелодичность и «прилизанность» саунда — ну, чтоб слушателю не спотыкаться о лишние сложности. 😺 Не забудем также и об отсутствии дисторшна в вокале — для futurepop‘а это лишнее. А у Свена, кстати, вокалировать получается довольно неплохо (ну, по меркам шварце-сцены 😉) безо всякого дисторшна, что и было продемонстрировано на выступлении. Конечно, чисто «прилизанных» композиций не так уж и много (то там то сям проскакивают синтипоповые, EBMные и «электро-индустриальные» «шероховатости»), но слушается всё равно приятно. Кстати, в сторону замечу, что сами лейблы в этом отношении не очень щепетильны и плодят стили с пылу с жару, как горячие пирожки. Например, Out of Line обозвал стиль, в котором они играют, как «Melodic Electro». В принципе, по сути и не возразишь, а то, что, как я сказал, там местами синты, местами «дарк-электро», местами достаточно жёсткие EBMные биты или даже дабстеп-лупы (помню-помню возмущение ценителей 😺) — так это вопрос в прямом смысле слова технический. Главное — это «минорно-романтическая» концептуальная линия и общее приятное впечатление, за что проект и полюбился многим и, собственно, был вчера на фесте тепло встречен публикой.

Ладно, закончим стилистически-жанровый экскурс и вернёмся к собственно выступлению. 😺 Первой же вещью немцы выдали какой-то приятный хит. Честно говоря, не запомнил название (то, что можно назвать «хитами», у Solar Fake разбросано достаточно по всей дискографии); возможно, что-то из старых релизов, а возможно, из нового альбома (с которого совершенно точно играли, как минимум Not What I Wanted и Fake To Be Alive). Да это и неважно: что бы там ни было, помимо того что тем самым сразу, с первых же тактов музыканты обозначили свой почерк, так ещё и с драйвовостью композиции передали публике нужный настрой. Помимо быстрых и среднетемповых композиций по ходу выступления гоняли и «медляки» (по-моему, музыканты так или иначе охватили основные вещи из дискографии, пройдясь по всем альбомам), но публика на всё реагировала хорошо, многие подпевали, следя за перемещавшимся по сцене Фридрихом. К тому же, выступление сопровождалось удачным световым «аккомпанементом» с лазерными лучами, бьющими из-под сцены, — благодаря всему этому, а также коллеге Свена, забавно пританцовывающего возле синтезаторов, смотрелось/слушалось всё замечательно. Разве что вокал, по-моему, периодически звучал несколько смазанно, зато явно без «фанеры», да звук всё же несколько отличался от студийного (что, в общем, нормально). Но это не имело практически никакого значения, лично я увидел/услышал то, на что и рассчитывал.

В целом, от выступления осталось впечатление на уровне «хорошо, но можно и больше». Иными словами, для ненапряжного внимания и интеллигентного притопывания в такт электро-индустриальный проект Solar Fake — самое то. Возможно, конечно, судя по тому, что народу было не сказать чтобы прям аншлаг (в зале можно было более-менее свободно перемещаться), публика желала всё же более активных телодвижений под музыку, но для желающих подобного рода отдыха у организаторов был припасён следующий электро-индустриальный проект.

Так вот, после небольшого перерыва на сцену вышли Faderhead в составе того самого фронтмена с ирокезом, самого по себе являющегося, по-моему, визитной карточкой проекта 😺, и его коллеги, расположившегося за синтезатором. Для меня этот гамбургский проект был в диковинку. Я ради интереса в конце их выступления спросился у присутствующих о впечатлениях — сказали, чем-то на Combichrist похоже. Не являюсь, честно говоря, поклонником Combichrist‘а и никогда его систематически не слушал, но оценка, по-моему, верна если не стилистически, то хотя бы концептуально: такое впечатление, оба проекта работают с исключительным прицеливанием на танцпол и «колбасню». Слушать такое в домашних условиях — это неправильная сервировка продукта; да и честно говоря, втыкнуть в подобное более-менее хорошо тут получилось только после стакана пива. 😺 Но что меня удивило, многие, по всей видимости, были неплохо знакомы с творчеством этого проекта и даже активно подпевали.

Так вот, критерием оценки подобного творчества, по идее, должна быть реакция «тусующейся» публики — и, с одной стороны, она была достаточно тёплой, но с другой, меня всё же несколько удивило, почему под концептуально 100% «раскобласный» проект, который вроде как был публике знаком, собственно «колбасились» лишь единицы — остальные просто активно внимали, периодически прыгая. Такое впечатление, что Faderhead где-то явно недоработали. 😺 А может, проект пока что не так узнаваем. Но народу, впрочем, было плотней, чем на Solar Fake.

И несмотря на всё это, а также на обилие производных от слова «fuck» в лирике (достаточно примитивной), которые надо было использовать в качестве кричалок (ну, Faderhead заставлял публику скандировать «fistful of fuck you» 😺), проект на удивление произвёл приятное впечатление, в т.ч. и динамикой и саундом. Кстати, в качестве видеоряда, помимо текста крупным планом, крутилась какая-то бродилка — стилизация под игру на приставке «Sega» или «Dendy» — аж прослезился, детство вспомнив. 😺

После, на мой взгляд, в целом удачного выступления «поставщика танцевальных боевиков» (это цитата в адрес Faderhead c рекламного постера 😺) образовался «перерывчик небольшой», минут на 15-20. Небольшой, но всё же достаточный, чтобы пойти в соседний зал и посмотреть выступление миланцев Babylonia. Эти ребята более-менее известные, в т.ч. в качестве «разогревной» команды на концертах известных команд типа IAMX (впрочем, эхо их известности докатилось до меня только сейчас 😺), на данный момент в активе 4 полноформатника. Кроме того, в этом году у них вышел новый альбом Multidimensional (2015). Предварительно я посмотрел ролик, выложенный на официальной страничке организаторов мероприятия, а также пару треков на youtube — мне их музыка показалась хотя и приятной на слух, но слишком «жизнеутверждающей» и светлой для мероприятия, посвящённого «дарк-музыке». 😺 Но впрочем, можно догадаться, каким трудом им даётся эта «светлость» — ведь они потеряли одного из основателей, и долгое время судьба самого проекта была под вопросом…

Но увы, возможностью посмотреть Babylonia хотя бы краешком глаза я так и не воспользовался — обмен впечатлениями от выступления Solar Fake и Faderhead с другими посетителями мероприятия мне показался увлекательней. 😺

Впрочем, время пролетело довольно быстро, и на экране загорелся логотип In Strict Confidence, а затем появился сам Деннис Остерманн с коллегой, в каком-то странном головном уборе, отдалённо напоминающем шапку лётчика. Кстати, я сразу же пожалел об урезанном составе: ведь вообще-то, одна из хитовых вещей ISC, Engelsstaub (с альбома Mistrust The Angels, 2002), пелась именно с женским бэк-вокалом (её, кстати, исполнили). И само собой, из-за этого пришлось совсем обойтись без одной из лучших, на мой взгляд, композиций In Strict Confidence, Au Milieu Des Anges (с того же альбома), исполняемой женским лидирующим вокалом на французском. Кстати, в сети можно найти фотографии с более-менее свежих выступлений In Strict Confidence на других площадках, где женский лайнап всё же присутствует. Короче говоря, исключительно мужской концертный состав — в данном случае сразу минус процентов 20-30 от шарма ISC. Выкручиваться музыкантам пришлось, добавив «харша» в концертный саунд.

Так вот, как мне показалось, выдаваемый со сцены саунд был несколько жёсче, чем на студийных версиях. Если мне не изменяет память, в основе саунда у них по большей части лежало мелодичное дарк-электро (тем более, если вспомнить сингл «My Despair» из последних релизов, где саунд вообще «осветлён» чуть ли не до futurepop’ового), тогда как на выступлении вкупе с почти что рычащим вокалом Денниса смотрелось/слушалось как жёсткий аггротек. Известные хиты неизбежно преломлялись, подчас их было просто не узнать. Не могу сказать, что испытал восторг от такой концепции подачи материала. А так, игрались известные Kiss Your Shadow, The Truth Inside of Me (с альбома Love Kills!, 2000), более EBMные вещи типа Hidden Thoughts с древнего альбома Face The Fear (1998). И т.д. Вот такое впечатление, кстати, что всё как раз было в стиле Hidden Thoughts, только с бо́льшим вокальным напором. (Кстати, показалось, на одной из композиций было что-то то ли совсем перемудрённое, то ли путаное с ритмом.) На сопровождавшем видеоряде крутились цепи, какие-то механизмы и прочая атрибутика индастриала.

На бис было сыграно ещё несколько композиций, среди них точно была Herzattacke c упоминавшегося Mistrust The Angels (2002).

В целом, от выступления хедлайнеров лично у меня осталось смешанное впечатление, даром что к ним испытываю ностальгические чувства. Если судить по реакции публики, то присутствующие встречали In Strict Confidence достаточно тепло, а некоторые только на них и шли. Кстати, понравилось, как под конец развернули на экране флаг РФ, забавно сочетая его с логотипом ISC. 😺

После выступления In Strict Confidence оставалось немного времени посмотреть белорусов Cold in May, параллельно продолжавшим своё выступление в соседнем помещении. Но тут сказать мне особо нечего, поскольку метал перевариваю, в целом, плохо. Меня совершенно не интересует, в какую жанровую обойму вписывают эту команду, но то, что я слышал вчера, совершенно точно можно было назвать «метал» или «альтернатива» (то же практически полностью можно отнести к их недавно вышедшей студийной работе Холодный мир, 2015). 😺 Тем не менее, я всё же послушал несколько композиций ради проформы — а вдруг бы да и выдали обещанный «дарквейв» или даже «synth rock». Но нет. Запомнил, прозвучал кавер на Агату Кристи «Опиум для никого» (ну, бессмертное «я крашу губы гуталином» и «давай вечером с тобой встретимся, поиграем в декаданс») — что интересно, оригинал действительно можно назвать «syth rock’ом», в отличие от творчества белорусов, продемонстрированного на фесте. 😺

Но впрочем, народ на Cold in May был, и было видно, что творчество этих музыкантов многим по нраву.

Выступления венесуэльского проекта Zardonik, название которого в первый раз слышал и творчество которого было отрекомендовано организаторами в таком ключе:

венесуэльский клавишник, DJ, музыкант и продюсер, которому удалось подружить между собой drum and bass, black metal, industrial и minimal techno

— расценив, что ничего особо интересного для себя там не обнаружу, я дожидаться не стал, отправившись прямиком на вокзал.

* * *

В общем и целом, думаю, от прошедшего фестиваля я получил то, что хотел. Оставалось пожалеть лишь о том, что концепция концертного выступления In Strict Confidence осталась для меня, так скажем, понятой не полностью. Разумеется, теоретически можно критиковать организаторов за особенности расписания, за фестивальный лайнап в целом и т.п., но думаю, получившийся вариант был более-менее оптимальным, настолько, насколько это возможно. И несмотря на это, всё равно было небезынтересно наблюдать практически за всеми без исключения выступлениями приглашённых команд, что удалось застать, и, где это возможно, сопоставлять с когда-то оставленными впечатлениями от студийных работ.


Запись опубликована в рубрике Musike с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «XIII Moscow Synthetic Snow в Москве, 12.12.2015»

  1. Степан говорит:

    Зря на зардоника не остался – я тоже думал, что будет такой себе среднячок, судя по записям, но в итоге, по-моему, это была самая жирная часть мероприятия. Народ тусил, как в последний раз)

    • Vsevolod говорит:

      Степан,

      ага, может быть, но просто так одному тусить мне как-то не улыбалось, я ж на Solar Fake да ISC шёл в основном, остальные группы были приятным дополнением. 😺 А Zadornik Zardonik я даже не знал, но вообще, будем иметь в виду на будущее. 😺

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.