Концерт IAMX в Москве, 05.12.2015

Вчера, 5 декабря, «сладкоголосый» англичанин (сейчас, впрочем, он трудится в Лос-Анджелесе) Крис Корнер (Chris Corner) выступил со своим на данный момент основным проектом IAMX в Москве, на площадке Yotaspace.

По правде сказать, с его творчеством я в настоящее время знаком не сказать чтоб сильно глубоко и не являюсь его фанатом (да, проект с замахом на фанатическое обожание, что мне и довелось наблюдать на концерте), однако не могу не отметить, что терпкий мелодичный электронный саунд, выдаваемый под брендом IAMX, на мой лично вкус, несмотря на некоторую приторность и, что называется, коммерческую ориентированность, выглядит в целом вполне съедобным, а местами даже аппетитным (это к недавно вышедшему альбому Metanoia (2015) относится в полной мере). К тому же, это совершенно не та приторность, которую мы можем наблюдать, скажем, у A-ha, Depeche Mode или других собратьев по жанру электронной поп-музыки. Нет, IAMX куда более умны и интересны, притом это в равной мере относится как к собственно саунду, так и к концепции работ. Притом однозначно охарактеризовать стиль попросту не возможно, поскольку он меняется буквально от трека к треку, варьируясь от синтипопа/электропопа разного диапазона напряжённости, где-то даже трип-хопа и до «тёмного» кабаре с живыми инструментами (например, совершенно прелестный трек Land of Broken Promises с альбома The Unified Field (2013)). Впрочем, всегда узнаваем высокий «истеричный» голос г-на Корнера, да и в целом тональность работ выдерживается «тёмной» (на последней работе — даже «депрессивной»).

Правда, что характерно, каким бы ни был саунд, нигде никакого тошного прекраснодушия нет и в помине; напротив, музыка IAMX — это всегда отражение, преломление каких-то «внешних» и «внутренних» конфликтогенных нарративов: социальных, гендерных (насколько я понял, андрогинная внешность Корнера — как раз отражение его взглядов на межгендерную напряжённость), психологических, политических и т.п.; везде разлиты «крики», «бессонница», «атомная война», «привет, меланхолия» и т.д. Так, само название альбома Metanoia, по всей видимости, содержит аллюзии на юнгианский концепт, когда «психе» усиленно работает, драматически преодолевая кризисное состояние… (Кстати сказать, основной материал для этого альбома был записан Корнером ещё до отъезда в США, в Берлине, где он в последнее время переживал депрессию.) Короче говоря, мне это всё довольно интересно, так что, немного поколебавшись, всё же решил сходить послушать IAMX вживую. Тем более, довеском было интересно, каким именно будет выбрано визуальное решение (из тех интервью, что мне довелось читать, сам Корнер подчёркивал, что визуальная составляющая его творчества также важна) для переложения этой непростой тематики и донесения её до публики.

Забегая вперёд, скажу, что с надеждами на особый «интеллектуализм» живого выступления я сильно обломался. 😺 Как, впрочем, и с впечатлениями от концерта в целом… Однако, по порядку.

Собственно, концерт

Насколько я смог сделать вывод из разговоров в очереди в клуб, посетителям (кстати, явно преобладал женский пол) г-н Корнер виделся как просто интересный культовый чувак. Здесь мне почему-то подумалось, что для пришедшей публики (среди которой были и «готы», и «хипстеры», и просто любопытствующие) творчество IAMX и сам Крис Корнер — что-то типа дежурного культового объекта обожания, наподобие того как тысячи и тысячи «сохли» и продолжают сохнуть по Вилле Вало из группы HIM или, скажем, Тило Вольффу из Lacrimosa. Сейчас же в среде «готов» и «хипстеров», по всей видимости, пошла мода сохнуть по Крису Корнеру из IAMX. 😺 Но это ладно, мало ли, кто там в очереди чего думает — выборка-то нерепрезентативная… Но когда я спустился в помещение (время выступления ещё не подошло), там уже собралась толпа (ну, действительно много народу, с поправкой на то, что Крис Корнер — всё же не Вилле Вало), причём эта толпа явно жаждала увидеть Криса Корнера, периодически скандируя десятками женских голосов «ай-эм-икс! ай-эм-икс!». 😺 Вот тут-то я и приуныл — было очевидно, публика явно не собиралась ничего «рефлексировать» (музыка у Корнера всё же неглупая, как я отметил выше) и вообще как-либо напрягаться, а просто мечтала попрыгать под музыку своего кумира. А «кумир», кстати, запаздывал, незаметной беглой тенью периодически проверяя оборудование на сцене и исчезая за кулисами под всеобщий свист, — но тем пуще был задор публики, когда он наконец окончательно появился в составе ещё двух музыканток и вокалисток и с 45-минутным опозданием начал концерт!..

Так вот, наконец появился г-н Корнер, облачённый в свой «фирменный» капюшон (кстати, ближе к середине выступления он надел какую-то чёрную шапку с перьями, но к сожалению, деталей разглядеть не удалось), и занял место посредине сцены, по обе руки от него оказались остальные участники (участницы). Насколько помню, начали с того, что во время исполнения композиции огорошили шумом и резким кричащим вокалом, сопровождая это белой высокочастотной световой струёй, бьющей прямо в глаза публике. 😺

Было видно, что публике, конечно, всё нравилось и даже более чем, однако лично я на протяжении всего концерта искренне не мог понять, чего прям ТАКОГО выдали г-н Корнер и его команда. Вот мне, не испытывающему к артисту никакого фанатизма, выдаваемый вживую саунд показался каким-то смазанным и «разложенным», что ли: «котлеты» отдельно — «мухи» (т.е. «тонкие» электронные сэмплы) вообще «летают» где-то в недосягаемости. 😕 Короче говоря, в саунде была «громкость» и «сила», однако не чувствовалась полнота, плотность, т.е., на мой взгляд, потеряна львиная доля всего того изящества, что было продемонстрировано в студийных работах. Местами, конечно, выглядело где-то лучше, где-то хуже, но в целом, именно такое впечатление. Т.е. я прямо по Платону, должен был «припоминать» по этим обрывкам полноту впечатлений, когда-то оставленных студийными работами (которые я перед концертом по традиции особо не слушал/переслушивал), — в то время как фанатки вокруг меня радостно прыгали с поднятыми кверху руками и даже ревели белугой от восторга. А многие, кстати, тексты песен знали наизусть и активно подпевали. Я даже почувствовал себя героем известной фотографии, где в центре композиции недовольный политикой Гитлера рабочий единственный не вскинул руку в нацистском приветствии. 😺

Что же до визуальной составляющей выступления, то она к моему полнейшему удивлению и разочарованию была предельно куцей и ограничивалась демонстрированием видеоряда на подвешенных 4-х мониторах — всё остальное, можно сказать, было из «стандартного набора»: пар, световые эффекты, перемещения по сцене, «орошение» публики водой из бутылочки — всё как на каком-нибудь рок-концерте. 😕 Интересным, кстати, показался клавишный инструмент одной из участниц, в который был вмонтирован диодный фонарик.

Из того, что мне удалось расслышать, играли вещи, разбросанные по всей дискографии: начиная прям с дебютного альбома Kiss + Swallow (2004) (например, оттуда прозвучала неплохая композиция Mercy), работы The Unified Field (2014) (композиция Screams) и заканчивая Metanoia (замечательные песни Happiness, No Maker Made Me).

Кстати, Happiness прозвучала третьей по счёту, и на этом примере я прекрасно ощутил контраст (поскольку и этот трек, и Metanoia в целом всё же немного послушал загодя): сколь хороша студийная версия и официальный клип, столь безблагодатным и блёклым оказалось живое исполнение. Параллельно шло демонстрирование обрывков официального клипа по 4-м мониторам одновременно — вот и вся визуальная работа.

Хотя, были продемонстрированы и действительно драйвовые веши. Так, например, мне весьма понравилась композиция, во время исполнения которой фронтмен стал за ударники, «армируя» электронный саунд гулкой перкуссией. Пожалуй даже, эта композиция понравилась больше всего, однако мне её ни идентифицировать, ни спросить название так и не удалось. 😺 Также лично я хорошо воспринимал те композиции, где сквозь мощную звуковую кашу прорезался-таки жёсткий электронный саунд. Но, оглохнув от громкого звука, ближе к концу выступления вынужден был ретироваться в самый конец зала. 😺 Помню, несколько вещей было сыграно на бис, однако их я слушал уже в коридоре…

В качестве резюме

Подозреваю, концепция этого живого выступления IAMX была максимально «заточена» под примитивнейшие реакции публики, эксплуатируя энергетику какого-нибудь рок-концерта, где от публики ничего особенного и не требуется, — так, вволю попрыгать да поскандировать имя любимого артиста под быстрый темп и мощный напор композиций; качественные, так сказать, характеристики саунда, а также особый артистизм и скрупулёзная визуальная работа здесь не так важны. Я, честно говоря, ожидал, что публика будет умней, равно как и г-ну Корнеру захочется подразнить её чем-то несколько более сложным и требовательным к искушённому слушателю. Но тут уж ‐‐ ‐‐


Запись опубликована в рубрике Musike с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.