Ли Куан Ю и сингапурское экономическое чудо

Скончался Ли Куан Ю, создатель «сингапурского экономического чуда». В своё время я прочёл его мемуары «Из третьего мира — в первый» (кстати, чего и вам желаю). Там он описывал, каким образом фактически ему одному буквально с нуля удалось построить на маленьком клочке земли, откуда ушли в 1950 г. британские военные, использовавшие Сингапур как военную базу (если мне память не изменяет, сам Ли куан Ю умолял британцев оставаться как можно дольше, однако они поспешили покинуть Сингапур довольно быстро), собственно то, что мы можем видеть там сейчас: богатое, процветающее государство с одной из самых открытых и удобных для ведения бизнеса экономик мира и 3-м местом по ВВП на душу населения.

Что ж, попробую освежить воспоминания и вкратце (т.е., совсем тезисно) резюмировать причины успеха, как их вижу я.

Во-первых, это хорошее, первоклассное образование самого Ли Куан Ю (Кэмбридж), позволившее ему заиметь не только знания в области юриспруденции, общего права и функционирования британской судебной системы, в частности, но и нужные связи. Кроме того, он внедрил английский язык в качестве государственного и языка делопроизводства.

Во-вторых, это жёсткое решение вопроса с коррупцией: за доказанный факт сажать всех виновных, и в первую очередь, друзей. Это называется «верховенство закона». Кроме того, такая политика сработала на поднятие авторитета судебной системы в обществе.

В-третьих, решение вопроса с привлечением западных инвестиций, создание международного финансового центра. Понятно, что без п. 2 этот вопрос решить не возможно.

В-четвёртых, успешное решение национального вопроса, который в населённом по преимуществу (более 70%) китайским населением Сингапуре периодически давал о себе знать, иногда довольно драматичным образом. Ли Куан Ю объявил сингапурское общество мультинациональным (думаю даже, близко к идее «плавильного котла», хотя вопрос дискуссионный — возможно, имеет место де-факто смешение двух моделей, что-то вроде «социального плавильного котла»), дополнительно внедрил малайский язык в качестве государственного. Инфраструктурно были разделены компактные малайские гетто (например, малайцев расселяли по разным территориям, старые дома сносили, однако жителям выплачивали достойнейшие компенсации). Плюс, активная работа с диаспорными авторитетами. Результат — c 1969 года расовое столкновение там произошло лишь единожды: связанное, кажется, с индусами-мигрантами. У нас же, к слову сказать, благодаря «мудрой» советской нац. политике столкновения на нац. почве происходят довольно часто, и более того, напряжённость год от года не спадает.

В-пятых, это грамотная внешняя политика, умение строить гибкие отношения с другими государствами, чтобы они, например, при необходимости предоставляли военную защиту (очень важно в условиях, когда денег на собственную армию нет, да и достаточного количества населения).

В-шестых, это полная и безжалостная зачистка политического пространства от коммунистической заразы (читай: внешних деструктивных «агентов влияния»). Понятно, там, где прошлась пята коммуниста — там всегда пустыня, тлен и горы трупов.

Ну и в-седьмых, пожалуй, исключительный патриотизм самого лидера, искреннее деятельное желание блага и процветания своему народу, повышения его благосостояния и культурного капитала.

В целом, пожалуй, как-то вот так.

Можно, конечно, пенять на то, что Сингапур-де во многом жёсткий и «авторитарный», во многом «азиатский» (например, там практикуются телесные наказания) — но ведь штрафы и наказания там назначаются строго по закону, а не по произволу. А экономические достижения этого города-государства «стеклянных стен» сложно переоценить.


Запись опубликована в рубрике Parerga and Paralipomena, политика с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.