Личный взгляд на Ataraxia — Etretat Subtitulado

Всегда относился к итальянскому коллективу Ataraxia с пиететом. Лет 10 и более назад они для меня были если и не богами от музыки, то творцами, на чью эстетику следует равняться, прививая музыкальный вкус.

На сей пост меня потянул прямо-таки нахлынувший поток воспоминаний, вдруг разбудившийся от композиции Etretat Subtitulado, которую я ранее, кажется, не слышал. Воспоминаний именно о той Атараксии (точнее, о собственных впечатлениях о ней), которую я когда-то любил. Только тогда мне было невдомёк, что Атараксия — это вряд ли не музыка для тинейджеров (пускай и, безусловно, чутких и отзывчивых к интересной и м.б. несколько странной для остальных, даже где-то отторгающей эстетике), а музыка для взрослых людей. Потому что тинейджер ведь особо не рефлексирует, не примеряет на себя, не думает над услышанным, — он просто восхищается, коль уж оказывается на то способным. Т.е. не придаёт значение тому, что́ в действительности творчество может значить для музыкантов, подменяя это значение собственными интуициями. А ведь то, что Атараксия делали и делают (не только они, конечно, но и другие коллективы в той или иной степени, следующие в фарватере творчества Dead Can Dance), обращаясь к тем или иным культурным пластам, в сущности, есть посильная, но искренняя философско-эстетическая рефлексия над корнями и смыслом европейской цивилизации; движение в т.ч. вглубь веков к самым истокам всего, к благословенной Античности. К слову, в 2014 г. Ataraxia записали два альбома, но речь не о них. Просто я пока ещё не нашёл сил их прослушать, зная, что группа успела сильно измениться, — сильно меняются и расставляемые ими акценты. Что точно неизбывно, так это сильный восхитительный голос Франчески, и та самая неподдельность…

Ну так вот, Etretat Subtitulado поразила неожиданно даже для меня самого. Ну, как будто мы вдруг слышим, как античные боги перешёптываются между собой. На вставленную автором клипа картинку можно особо не смотреть: мало того, что я не назвал бы её красивой, так она ещё и невместна, эта улыбающаяся морская барышня; совершенно не передаёт того, что я, как внимательный слушатель, испытываю при погружении в это произведение. И я был несколько расстроен, узнав, что оно вошло в сборник, посвящённый Катынской трагедии Хатынь: Tacet, Sed Loquitur (2006), и тем самым невольно оказалось под пудом сдавливающей концепции белорусского составителя (Stigmata). Эта музыка надмирна, а с тех высот пускай даже самые трагичные моменты человеческой истории не имеют значения. Просто не имеют значения… Искренне не понимаю тех 8 человек, кто поставил минус под этим роликом.

* * *

А вот композиция Volna Shumit (Волна Шумит) наших именитых архангельцев Moon Far Away, включённая в тот же сборник, напротив, здесь куда более уместна настроенчески.

Она очень и очень красива, но только это, пожалуй, даже не реквием, это похоронка. Я их творчество ценю и уважаю, конечно, но слушать бесконечные похоронные гимны — просто вне моих душевных сил. Полагаю, не стоит также пытаться выдавать это за весь русский фольклор, тем более за его смыслообразующий стержень. Как некая эстетизируемая музыкантами ветвь сектантско-старообрядческого мировоззрения (которое, кстати, ДАЖЕ НЕ ЖДЁТ Антихриста, поскольку в его рамках он УЖЕ пришёл — отсюда и весь этот ад, песец и «Finis Mundi») — это пожалуйста. Но мало кто выдержит воспринимать такое постоянно в режиме онлайн, будь оно бесконечно красиво оформлено.

{upd}

Кстати, немногим позже у Ataraxia вышла концептуальная работа Ena (2015), заслужившая самых высоких оценок, как по мне.


Запись опубликована в рубрике Musike, Parerga and Paralipomena с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.