По остывшему следу. Заметки о муз. релизах 2009 г. — часть II

Продолжаем републикацию заметок о релизах 2009 года. Начало — в предыдущей записи.

Der Blaue Reiter — Nuclear Sun (2009)

Группа вроде ничем не примечательна на фоне десятков таких же, подвизавшихся на ниве маршл-индастриал/неоклассик. К тому же название, апеллирующее к известному творческому кружку Кандинского, казалось, создано для прикрытия собственной творческой нищеты.

Однако. Эта работа, посвящённая Чернобыльской аварии, заставляет по-иному взглянуть на группу и судить о её творчестве более аккуратно, предварительно выбросив все «априорные суждения». Так вот, с первого же трека не появляется ни малейшего желания выключить. Наоборот. Начинается он беззаботной «Катюшей», плавно переходит в тревожные нотки и оканчивается спокойной атмосферой реквиема на фоне сэмплов детских голосов. Похожим образом выстроена структура трека «1-ое мая»: здесь мы слышим торжественный гимн СССР в перемешку с героической и одновременно трагической маршиальной мелодикой. Спрашивается, к чему бы это. Видимо, дело в вот какой аллюзии: в то самое время как люди, вышедшие на Первомай, возносили очередную ритуальную осанну Союзу и советскому строю, ликвидаторы героически боролись с последствиями этого ядерного взрыва.

Да, технически Nuclear Sun — это стандартный маршл/эмбиент, но атмосфера воссоздана такая, что невозможно остаться равнодушным. Даже несмотря на то, что ближе к коде музыка начинает немного надоедать.

(c) Dekorr d’Adlaire

***

Papa Srapa «Perdutto Minimalizm» 2009, noise \ ambient \ exp. electonika

«Я видел, как люди пулей вылетали с его концертов, как людей на его концертах приводили в чувство нашатырем. Культура там, где ее производят, а не там где годами ее пытаются преподнести.» — Денис Третьяков

«Проект современного волшебника и шамана аналогового синтеза Эдуарда Срапионова. Он не называет себя композитором, не считает себя музыкантом и конструктором. Не любит представляться по имени и фамилии. Друзья и поклонники давно и уважительно нарекли его Papa Srapa – под заголовком этого необычного проекта он и творит свою странную метафизику звучания на концертах. Похожую, одновременно, на астральный транс и этнический шаманизм. Человек-оркестр, био-робот, оккультный жрец и индустриальный алхимик – то, что рождается в его звучании трудно описать словами.» — ©

(c) Quadral

***

The Rorschach Garden — A Place For The Lost.

Из-под пера немецкого дуэта THE RORSCHACH GARDEN вышел новый альбом A Place For The Lost. Бессменный фронтмен команды, Philipp Münch, известен также по rhythm’n’noise-проекту SYNAPSCAPE (также порадовавшему публику новым альбомом). И вот в связи с этим довольно непросто определить, какой из этих двух проектов для немецкого музыканта является основным, а какой — сайд-проектом. Работа Philipp’а в этом году в рамках THE RORSCHACH GARDEN лично мне понравилась больше, чем откровенно скучноватый SYNAPSCAPE‘овский Again. Ждал я A Place For The Lost с нетерпением, и во многом мои чаяния были удовлетворены.

Жанр, в котором работают музыканты THE RORSCHACH GARDEN, они сами феноменологически характеризуют как minimal electro/ analogue synth pop. В более широком смысле эту музыку можно отнести к довольно любопытному жанру 8-bit music, где в качестве музыкальных инструментов используются игровые приставки а-ля Nintendo, Game Boy и т.п., а также синтезаторы и современные устройства, имитирующие характерное электронное звучание этих милых девайсов. Вот и THE RORSCHACH GARDEN в своём творчестве используют подобное устройство, KORG DS-10, позволяющее добиться необходимых ощущений.

Если музыкальная фактура от альбома к альбому остаётся относительно постоянной (впрочем, в случае с A Place For The Lost она выглядит даже несколько беднее), то настроение, создаваемой музыкой THE RORSCHACH GARDEN, на мой взгляд, разнится куда более сильно. По сравнению с довольно динамичными The Toy Factory (2007) и Transfer (2008), новая работа получилась более уравновешенной и меланхоличной и скорее отсылает к атмосфере The Rorschach Garden (2004). Однако проблемы, как бы вскользь затрагиваемые THE RORSCHACH GARDEN в своём творчестве, оттого не выглядят здесь отступившими на второй план. Напротив, кажется, новая работа ещё сильнее вскрывает их остроту. С одной стороны, мы видим безоговорочное стремление к «positive life», к беззаботному существованию в сверхразумном «информационном обществе», а с другой… Ламентации наподобие «I want some love but computer says ‘no’ … I want to sleep but computer says ‘no’! Computer says ‘no’!» выглядят отнюдь не просто отражением банальной «компьютеромании». Скорее, они живописуют обратную сторону этого самого «информационного общества», и даже не просто тотальность, а именно его тоталитарность, врезающуюся в саму личность, подменяющую человеческие желания симуляционными пустышками и не дающую человеку просто так «выпасть» из бесконечной серии этих социальных «single cycles». «All my life is electronic… there is no other joy for me».

Даже если излишне не заморачиваться над тем, что пытаются донести до слушателя музыканты, всё равно невозможно не получить эстетического удовольствия от прослушивания альбома. Композиции New Wave Is Almost Dead, A Russian Winter, Living Under Blocks и др., чувствую, надолго засядут в моём плейлисте.

(c) Dekorr d’Adlaire

***

Apoptygma Berzerk — Rocket Science

Абсолютно скучный альбом. Хотя не сказать, что совсем уж блёклый. Разумеется, присяжные ценители шварц-сцены не должны быть в восторге, тем более, помятуя куда более «форматное» прошлое коллектива.

А хиты всё же есть. Точнее, хит. Это великолепная Shadow. Incompatible тоже любопытна, но не более того.

(c) Dekorr d’Adlaire

***

Digital Factor — Look Back To Go Forward (2009)

Заводной ибиэм (местами, как мне показалось, переплетается с олдскулом) от немцев. Первый релиз от DF, который я слышал, и, надо сказать, мне понравилось. Даже несмотря на то, что целевая аудитория явно обитатели клубов и подвижные любители танцполов.

(c) Dekorr d’Adlaire

***

Der Blutharsch — Flying High

Пару часов назад Блютхарш новый звучал. Кто скажет «Юлиус уже не торт» — нах**. Юлиус-то как раз развивается, наливается, как яблочко. Ведь очевидно, что в маршле уже (кто б назвал границы этого уже!) не словишь ничего особенного (ни в плане собственно музыкальной фактуры, ни в плане концертов и перфомансов), тем паче, что на один альбом от «патриархов», строго выдержанный в этой маршл-стилистике, немедленно выльются десятки таких же от новичков и всевозможных эпигонов. Притом будут релизы как и хорошие (коих, конечно же, гораздо меньше), так и такие, что слушать противно.

Так вот, что мы здесь видим? Да тот же, по сути, «рок-н-ролл», что и на предыдущих релизах (Философский Камень, Когда Закончилась Страна Чудес?, отчасти — Когда Всё Проваливается), с той лишь разницей, что звучание стало более медленным (но не более мелодичным!), спокойным и более атмосферным. На слух, безусловно, столь же приятным, по-своему приятным. Ближе к концу релиза становится интересней: появляется оживление ритма, вновь слышатся маршиальные декламации, характреные для Блютхарша. А в самом конце сквозь безымянные треки начинает сквозить эстетика Зе Мун Лей Хидден (помним, помним), во многом (вос-)создаваемая талантом вокалистки (для тупых: это не Эльзбет). В общем, полный зер гут.

Итого. Лично мне понравилось. И I don’t care.

(c) Dekorr d’Adlaire

Продолжение следует


Запись опубликована в рубрике Musike с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.