Rastaban — Aurora (2013)

Rastaban Aurora Намедни, купившись на тёплые отзывы и заявку на «необычность», немного ознакомился с бельгийским музыкальным проектом со странным для европейского уха названием Rastaban. Хотя как странным. Хоть название это (Растабан — это звезда β Дракона) и калька с арабского, но само созвездие Дракона видно всё ж таки в северном полушарии. 🙂 Да и сама легенда про дракона, с которой связано наименование созвездия, — античная, западная. Арабы хотя и воинственные ребята, однако ж (по крайней мере, так было в раннем средневековье) умеют не только завоёвывать и разрушать, но и перенимать и по-своему перелицовывать древние культурные традиции…

Как бы то ни было, выбор названия с таким арабо-европейским подтекстом бьёт в десятку, ведь группа как раз декларирует некий «примордиальный» синтез культур: кельтской, славянской, балкано-цыганской, ориентальной. Вышедший в июле 2013 г. альбом Aurora (впечатления от которого и рассмотрю ниже) в полной мере соответствует этим задумкам. Послушать альбом можно, например, здесь: http://rastaban.bandcamp.com/

Пожалуй, характеристика «tribal folk» довольно корректно описывает жанр, в котором играют музыканты. Во многом идеи перекликаются с богатым наследием Dead Can Dance. Но в отличие, скажем, от Rajna, Love is Colder then Death, VAS и иных подобных коллективов, следующих в фарватере творческих исследований Dead Can Dance, музыканты Rastaban стараются использовать живые инструменты par exellence. Притом среди используемого инструментария присутствуют довольно редкие традиционные «звукоизвлекательные приспособления», как-то кахон (это что-то типа перуанского барабана) или диджериду (это традиционная дуделка австралийских аборигенов с характерным колоритным звучанием).

Структурно работа получилась как бы разделённой на две части: студийную и концертную. Студийная начинается с колоритного трека Désert, воленс-ноленс настраивающего слушателя на восприятие всей работы в ориенталистическом ключе. Но есть одна тонкость: «Восток» здесь следует понимать несколько шире (в сравнении со странами, представляющими традиционный интерес для европейской ориенталистики), включая сюда и бурливые Балканы с их причудливым славяно-цыганским колоритом и пересечением различных религий (в т.ч. и ислама). Далее идущий очень интересный трек Moja Dusa судя по всему сделан как раз в балкано-славянской народной стилистике (и лирика на каком-то из балкано-славянских языков), но в то же время выполненный и в какой-то даже древнегреческой аранжировке.

Хотя концертная часть получилась чуть менее «восточная» по содержанию, но благодаря использованию этно-инструментов и всё той же композиторской концепции на европейском фолке остаётся «печать Востока». Благодаря этому переход из одной части в другую получился довольно гладким и органичным, хотя и заметным. Да и вся работа выглядит органичным целым, а отнюдь не отдельными ломаными кусками.

Музыканты попытались свести разные культурные традиции под некий общекультурный знаменатель, как он им представляется. В целом же, получилась весьма содержательная работа, благодаря «этнической» компоненте саунд ощущается перенасыщенным и плотным. Весёлости и раскованности тут нет (как впрочем, нет и воинственности или агрессивности); напротив, присутствует постоянная напряжённость, ощущение мистерии.

Есть, конечно, и мелочи. Вокал местами выглядит довольно слабоватым (во всяком случае, мужской), кое-где перебор с аранжировкой. Плюс добрую половину занимают концертные записи. Всё это, несмотря на сильные стороны, создаёт впечатление о сыроватости материала. Однако прочный фундамент положен: у Rastaban чувствуются собственный узнаваемый почерк и ясная концепция. Будем надеяться, в недалёком будущем музыканты порадуют нас новыми работами.


Запись опубликована в рубрике Musike с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.